Следить за новостями:

24 марта 2017

Борис Титов и Елена Артюх по приглашению Генерального прокурора Российской Федерации выступили по проблемам неоплат по исполненным государственным и муниципальным контрактам


.

Сегодня, 24 марта, Екатеринбург вновь стал местом проведения совещания под председательством генпрокурора Юрия Чайки.В резиденции полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе работали представители федеральных органов власти, главы регионов и руководители подразделений прокуратуры в Уральском, Сибирском, Приволжском и Дальневосточном федеральных округах из 40 субъектов России.

Вопросы соблюдения законодательства в части, касающейся оплаты заказчиками обязательств по исполненным государственным и муниципальным контрактам, в сегодняшних экономических условиях часто являются жизненно важными для бизнеса.

Приглашенные к работе уполномоченный по защите прав предпринимателей в России Борис Титов и региональный омбудсмен Свердловской области Елена Артюх отметили, что проблема носит системный характер и не первый год находит отражение в докладах уполномоченных. Как сообщил Борис Титов, в декабре суммарная задолженность составляла 30,4 млрд. рублей, к сожалению, ситуация не сильно меняется: одни долги погашаются, но возникают другие. При этом за 2016 год за воспрепятствование предпринимательской деятельности возбуждено всего 69 уголовных дел, из которых лишь 13 дошли до суда.

 "Проблема несоблюдения заказчиками сроков по оплате по исполненным государственным и муниципальным контрактам является системной и фактически нивелирует меры государственной поддержки по обеспечению квот на участие в государственных и муниципальных закупках малого бизнеса", — отметила и Елена Артюх, "Беспроцентное кредитование бизнесом органов власти недопустимо. Вопрос требует незамедлительного решения, поскольку также связан с обеспечением доступа на рынки".

В 2016 году количество жалоб к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Свердловской области по обсуждаемой проблеме увеличилось на 6 процентов по сравнению с 2015 годом и примерно в 70 процентах обращений было установлено нарушение прав предпринимателей. Данная работа ведется в плотном сотрудничестве с органами прокуратуры, особенно в вопиющих случаях, когда речь идет о длительном неисполнении судебных актов о взыскании долга. Елена Артюх отметила как совершенно недопустимые репутационные риски власти и необоснованное расходование бюджетных средств на возмещение судебных издержек, оплату начисленных за просрочку пеней и штрафов, исполнительского сбора.

Систематически не исполняются судебные решения, в связи с чем бизнес-омбудсмены обратились с просьбой вести проверку исполнения судебных решений.

Массовый характер носят вопросы неплатежей муниципального уровня. После вмешательства Уполномоченного в Свердловской области некоторая часть долгов перед подрядчиками была погашена в досудебном порядке или присуждена. Также были обозначены случаи, когда деньги на оплату контрактов предусмотрены в нужном объеме, но фактические лимиты бюджетных ассигнований намного меньше. Эта проблема касается даже ресурсоснабжающих организаций, которые, находясь в состоянии "хронического кредитора" по отношению к бюджетным организациям, вынуждены "добирать" средства с других коммерческих плательщиков, в том числе с малого бизнеса, под угрозой отключения от ресурсов.

Необходимость конкретных мер для обеспечения баланса интересов отмечалась в ходе совещания неоднократно, ведь неисполнение муниципальных и государственных контрактов порождает у субъектов предпринимательской деятельности, независимо от их размера, массу финансовых затруднений: просрочки по исполнению собственных налоговых обязательств, просрочки по кредитам и убытки по банковским процентам, просрочки по зарплате и перед другими коммерческими контрагентами. Порой такие просрочки бывают критическими и есть случаи, когда предприятие-кредитор по госконтракту вынуждено увольнять сотрудников, приостанавливать деятельность и даже заявлять о банкротстве. 

Такие крайние примеры объясняют предложения бизнес-омбудсменов об учете уполномоченными органами, привлекающими предпринимателей к финансовой, административной, уголовной ответственности, при принятии решения в отношении субъекта предпринимательской деятельности обязательно учитывать обстоятельства о наличии перед ним долга по исполненным контрактам, влияющим на возможность исполнения обязательств.

Елена Артюх внесла конкретные предложения:

- поставить заслон необоснованному снижению стоимости контрактов на торгах (для обеспечения к закупкам добросовестных поставщиков необходимо законодательно закрепить предельно допустимый уровень снижения цены контракта от исходной);

- повысить ответственность государственных и муниципальных заказчиков за допущенную просрочку оплаты по бесспорно исполненному контракту (прокурорам оценивать обоснованность несения публичными заказчиками бюджетных расходов на оплату пеней и штрафов за просрочку платежей по контрактам, на судебные издержки, на оплату исполнительного сбора по делам о контрактных долгах);

- ужесточить требования по финансовому обеспечению государственных и муниципальных контрактов;

- "в одних руках" сосредоточить информацию о долгах как по принятым без замечания работам, так и по исполнительным листам (у прокурора субъекта).

"Полагаю, коллеги, что без этого нам не решить в полной мере общую задачу – улучшение делового климата в стране, улучшение её инвестиционной привлекательности и качества жизни наших граждан." — завершила свое выступление Елена Артюх.

Назад к спискуНазад к списку


 
 
Закрыть слой Закрыть

Ссылки на сайты