Следить за новостями:

22 апреля 2017

Бизнес-омбудсмен Е.Н. Артюх выступила на региональной научно-практической конференции "Актуальные проблемы применения антимонопольного законодательства: взгляд регулятора, бизнеса и экспертов"


.

21 и 22 апреля 2017 года столица Урала выступает площадкой для формирования консолидированной позиции бизнес-сообщества и государства по вопросам антимонопольного регулирования и развития конкуренции: в Екатеринбурге проходит региональная научно-практическая конферетнция "Актуальные проблемы применения антимонопольного законодательства: взгляд регулятора, бизнеса и экспертов".

За 2 дня проведения мероприятия планируется обсудить актуальные вопросы антимонопольной и тарифной политики в России, особенности антимонопольного регулирования в сфере промышленности с учетом статуса Уральского региона как крупнейшего промышленного центра России, практики применения законодательства о публичных закупках, а также провести мастер-классы для преподавателей, аспирантов и студентов Уральского государственного экономического университета (УрГЭУ).

Организаторами конференции выступают: Ассоциация антимонопольных экспертов совместно с Федеральной антимонопольной службой и Уральским государственным экономическим университетом (УрГЭУ).

По приглашению руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области Д.В. Шалабодова Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области Елена Николаевна Артюх приняла участие в пленарной сессии "Антимонопольная и тарифная политика в России: достижения, задачи и перспективы" первого дня проведения конференции, в отеле "ParkInn by Radisson".

На пленарном заседании по вопросу применения антимонопольного законодательства выступили: заместитель руководителя ФАС России, заведующий кафедрой конкурентного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) С.А. Пузыревский, руководитель Свердловского УФАС России Д.В. Шалободов, председатель Уставного Суда Свердловской области В.Ю. Пантелеев, заместитель председателя Арбитражного суда Свердловской области Д.С. Крашенинников, судья Арбитражного суда Уральского округа Е.А. Поротникова, ректор УрГЭУ Я.П. Силин. Модератором мероприятия выступил советник АБ "Егоров Пугинский, Афанасьев и партнеры", заместитель заведующего кафедрой конкурентного права МГЮА Д.А. Гаврилов.

С основным докладом пленарной сессии о существующих проблемах в сфере антимонопольного законодательства и планах по развитию конкуренции выступил замглавы ФАС России С.А. Пузыревский. Он четко изложил позицию ФАС России по устранению монополизации товарных рынков в стране и представил основные направления Национального плана развития конкуренции, призванный обеспечить реализацию органами власти всех уровней мероприятий, направленных на повышение качества развития конкуренции во всех сферах экономики.

"Мы определили три главных цели: улучшение благосостояния наших граждан, свободная, добросовестная и эффективная экономическая деятельность предпринимателей и решение социальных задач государства за счет улучшения экономического климата", – сказал Д.А. Пузыревский, отмечая необходимость принятия Национального плана развития конкуренции.

Елена Николаевна Артюх в своем выступлении поддержала позицию С.А. Пузыревского о необходимости развития конкуренции: "Развитие конкуренции при разумном правовом регулировании, при внятной стабильной правоприменительной практике является в нашей стране базовым условием для развития экономики в целом и предпринимательства в частности".

Бизнес-омбудсмен Свердловской области взаимодействует в своей правозащитной деятельности с добросовестным бизнесом. Однако достаточно часто те предприниматели, которые обращаются к уполномоченному, не чувствуют себя конкурентоспособными по цене услуг, товаров, работ по сравнению с недобросовестным (нелегальным) бизнесом, находящимся на рынке. Такая проблема существенно сдерживает развитие предпринимательства, демотивирует к легальному ведению дел.

Зачастую публичные торги выигрывают недобросовестные генподрядчики, в том числе, путем необоснованного занижения цены. Для реального выполнения работ нанимают субподрядчиков – действующие строительные компании, которые в итоге и не получают расчета за выполненные работы со всеми вышеуказанными негативными последствиями. Хотя должниками перед ними являются не публичные заказчики, но проблема от этого не снимается. 

Еще одной проблемой, с которой к Уполномоченному обращаются, это вопрос проведения закупок государственными и муниципальными заказчиками. Обеспечение доли участия в процедурах закупок малого бизнеса — важнейшая мера государственной поддержки (что отмечает и замруководителя ФАС России С.А. Пузыревский) — это способ открыть малому бизнесу доступ на рынки. С другой стороны, фактические инструменты, которые применяются недобросовестными участниками рынка, нивелируют меру господдержки в виде установления квоты для участия в закупках малого и среднего бизнеса (в частности, речь о созданных крупным предприятием – заказчиком "дочках").

По-особому влияет на настрой предпринимателей принимать участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд проблема уклонения публичных заказчиков от оплаты исполненных контрактов. Это совершенно недопустимая ситуация, которая порождает серьезные репутационные риски власти и необоснованное расходование бюджетных средств на возмещение судебных издержек, оплату начисленных за просрочку пеней и штрафов, исполнительского сбора.

Кроме того, проблема неисполнения муниципальных и государственных контрактов порождает у бизнеса массу финансовых затруднений, а именно: 

просрочки по исполнению собственных налоговых обязательств, 

просрочки по кредитам и убытки по банковским процентам,

просрочки по зарплате и перед другими коммерческими контрагентами. 

Порой, такие просрочки бывают критическими и есть случаи, когда предприятие-кредитор по госконтракту вынуждено увольнять сотрудников, приостанавливать деятельность и даже заявлять о банкротстве. 

При этом нет института освобождения предпринимателя от ответственности (финансовой, административной, уголовной), если неисполнение им своих денежных обязательств вызвано наличием государственного или муниципального долга по исполненному контракту. По мнению Е.Н. Артюх, это есть некоторое отступление от конституционного принципа равенства всех перед законом.

Ещё одно следствие просрочек платежей со стороны госзаказчиков – это невозможность исполнителя в связи с отсутствием должного объема оборотных средств выполнять вовремя работы по другим госконтрактам. Это порождает риск быть включенным в реестр недобросовестных поставщиков с ограничением доступа на рынок. И здесь проблемы нарастают как снежный ком.

Уполномоченным в своем выступлении сформулированы несколько предложений, реализация которых окажет содействие в повышении уровня законности в сфере оплаты заказчиками обязательств по исполненным государственным и муниципальным контрактам. Речь идет о предложениях по регулированию снижения стоимости контрактов при проведении торгов, повышении ответственности заказчиков за допущенную просрочку оплаты по бесспорно исполненному контракту, ужесточении требований для финансового обеспечения государственных и муниципальных контрактов.

Завершая выступление, Елена Николаевна отметила, что только конструктивный диалог и сотрудничество антимонопольных органов, прокуратуры, власти и бизнеса могут способствовать развитию и конкуренции и предпринимательства в России, а также призвала, при наличии проблем в сфере антимонопольного законодательства, обращаться в Общественно-консультативный совет при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области и лично к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Свердловской области.

Назад к спискуНазад к списку


 
 
Закрыть слой Закрыть

Ссылки на сайты