Следить за новостями:

4 мая 2017

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области Елена Николаевна Артюх принимает участие в публичных обсуждениях докладов контрольно-надзорных органов


.

 Публичные обсуждения правоприменительной практики контрольно-надзорных органов – важный инструмент реформы контрольной и надзорной деятельности в рамках реализации приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности".

Одно из направлений реформы контрольно-надзорной деятельности – это изменение вектора проверочной деятельности с карательного на профилактический, методический и предупредительный. Это то, что ожидает добросовестный бизнес от контролеров.

Переход от репрессивной системы контроля и надзора к партнёрским отношениям между инспектором и проверяемым, а также акцент на предотвращении ущерба жизни и здоровью граждан, другим охраняемым интересам при одновременном снижении нагрузки на бизнес – главные принципы реформы контрольно-надзорной деятельности, которая проводится под эгидой Открытого правительства.

        Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области Елена Николаевна Артюх, а также советник Уполномоченного Екатерина Олеговна Сонина приняли участие в публичных обсуждениях уже 4 докладов контрольно-надзорных органов:

20 апреля – в Главном управлении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области,

26 апреля – в Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области,

28 апреля – в территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Свердловской области.

03 мая 2017 года Елена Николаевна Артюх по приглашению руководителя Государственной инспекции труда в Свердловской области Ф.А. Кравцова выступила в ходе публичного обсуждения доклада по правоприменительной практике Государственной инспекции труда в Свердловской области за I квартал 2017 года.

Кратко в поддержку проведения подобных мероприятий выступили также исполнительный вице-президент Регионального объединения работодателей "Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей И.В. Кудрявцев, и заместитель председателя Федерации профсоюзов Свердловской области А.М. Киселев.

Участие в первом обсуждении доклада Госинспекции труда в Свердловской области приняли 68 участников – субъектов предпринимательской деятельности Свердловской области, руководителей общественных объединений предпринимателей и другие.

В своем выступлении Елена Николаевна сделала акцент на том, что ключевой задачей контрольно-надзорной деятельности представляется не подсчет статистических показателей по количеству проведенных проверок, выявленных правонарушений и вынесенных предупреждений, а объем предотвращенного вредаохраняемым интересам. Именно на это нацелена реформа и риск-ориентированный подход к организации и проведению проверок.

Елена Николаевна обратила внимание руководства Госинспекции труда в Свердловской области и участников совещания на необоснованный отказ от реализации нормы ч.3 ст.4.1 КоАП РФ о применении предупреждения за впервые совершенное административное правонарушение при отсутствии вреда и при наличии смягчающих обстоятельств. Примером послужила жалоба предприятия из города Краснотурьинска, которое было привлечено к ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 тысяч рублей при наличии оснований к применению статьи 4.1 о предупреждении. После обжалования постановления Госинспекции труда в Свердловской области судом штраф был отменен, предприятию вынесено предупреждение. Уполномоченный по защите прав предпринимателей помогал предприятию формировать правовую позицию в суде. Вообще, введение в КоАП РФ нормы об обязательном применении предупреждения при определенных условиях – это своего рода поддержка малого и среднего предпринимательства, которую необходимо реализовывать.

В докладе Госинспекции труда в Свердловской области указано на значительно возросший объем обращений и, как следствие, проверок в связи с развитием электронных сервисов инспекции. Однако, поправки в пункт 3 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" указывают на необходимость принятия разумных мер к установлению заявителя. А обращения в форме электронных документов могут быть основанием для проверки при условии, что они направлены с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

Существует проблема нарушений в сфере оплаты труда. Кроме констатации фактов этих нарушений необходимо выявлять причины и условия, этому способствующие, исключая случаи наказания без вины. Так по информации, представленной на совещании в Екатеринбурге 24 марта 2017 года Генеральным прокурором Ю.Я. Чайкой, в Свердловской области долг государственных и муниципальных заказчиков перед субъектами предпринимательской деятельности составил около 1,3 млрд. руб. по добросовестно исполненным контрактам. Следствием этого долга стала просрочка налоговых платежей, заработной платы и других финансовых обязательств предприятий. Полагаем, что, работая по таким делам, необходимо исключить привлечение к ответственности без вины за просрочку зарплаты при наличии долга по контрактам. Это же касается предложения Госинспекции труда в Свердловской области по установлению персонификации ответственности "собственника" организации за возникновение задолженности по заработной плате.

Одной из основных причин неформальной занятости, "теневой" заработной платы является непомерно высокий уровень страховых платежей во внебюджетные фонды. До 2011 года платежи составляли 14 % от фонда оплаты труда для субъектов малого и среднего предпринимательства на специальных налоговых режимах, и уровень теневой зарплаты не был столь высок. Теперь эти платежи составляют 30 % от ФОТ. Практически все работодатели говорят, что это экономически неподъемно и пытаются всячески оптимизировать. Без устранения причины решение этой проблемы методом выявления и наказания представляется неэффективным.

Здесь уместно сказать о мнении Заместителя Губернатора Свердловской области А.Г. Высокинского, озвученном в ходе публичного обсуждения, которое заключается в том, что необходимо создать условия, при которых предпринимателю было бы выгоднее (проще и дешевле) выполнять все требования действующего законодательства, в том числе и в сфере охраны труда, чем избегать и нарушать их, сократив при этом до разумного минимума количество обязательных нормативных требований.

По мнению Елены Николаевны – и его поддержали участники совещания – один из принципов реформы контрольно-надзорной деятельности – это упорядочение и оптимизация обязательных требований к субъектам предпринимательской деятельности. Принимая один новый акт, вводящий обязательные требования, должны быть отменены два старых. Поэтому предлагая дополнительное регулирование, необходимо предлагать, что можно отменить. Здесь не обойтись без Вашей помощи, уважаемые предприниматели: направляйте Уполномоченному по адресу эл. почты: Sverdlovsk@ombudsmanbiz.ru информацию о нормативных-правовых актах, требующих отмены из-за того, что они технологически или экономически устарели, требования в них дублируются и т.п.

Небесспорным видится предложение в докладе Госинспекции труда в Свердловской области по предоставлению государственному инспектору труда полномочия по приостановке во внесудебном порядке эксплуатации неисправного оборудования, агрегатов, зданий, сооружений и т.п. до устранения неисправности. Специалист ли инспектор в достаточной степени, чтобы определить неисправность, не будет ли злоупотребления правом и использования этого инструмента недобросовестными конкурентами? Полагаем, что в целях объективной защиты прав работников следовало бы инициировать поправки в процессуальные кодексы относительно ускоренной процедуры рассмотрения подобного рода дел в судах.

"Выражаю надежду, что развитие практики публичных обсуждений позволит найти баланс частных и публичных интересов и поможет добросовестному бизнесу развиваться, создавать новые рабочие места и формировать социально ориентированный бюджет уплатой налогов", – завершила свое выступление Елена Николаевна.

Уважаемые предприниматели! Напоминаем, что Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области как государственный правозащитник защищает права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, если они нарушены действиями или бездействием публичных властей любого уровня. Основные направления работы – рассмотрение жалоб, совершенствование правовой среды, в которой бизнес существует и просветительская работа. Защищая интересы бизнеса, Уполномоченный вправе принять участие в выездной проверке в отношении предприятия, если оно обратится с соответствующим заявлением. Задача Уполномоченного – следить за соблюдением прав предприятия при проведении выездных проверочных мероприятий. В случае возникновения такой необходимости, Вы вправе обратиться к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Свердловской области.

Назад к спискуНазад к списку


 
 
Закрыть слой Закрыть

Ссылки на сайты