Следить за новостями:

29 июня 2017

Уполномоченный принял участие в V Межрегиональной конференции уполномоченных по защите прав предпринимателей в Ярославле


.

С 22 по 23 июня 2017 года в Ярославле состоялась V Межрегиональная конференция уполномоченных по защите прав предпринимателей.

По приглашению Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титова и Уполномоченного по защите прав предпринимателей Ярославской области А.Ф. Бакирова бизнес-омбудсмен Свердловской области Е.Н. Артюх 22 июня 2017 года выступила модератором панельной дискуссии "Проблемы реализации отдельных компетенций региональных уполномоченных".

 

Полномочия (компетенции) бизнес-омбудсменов определены Федеральным законом от 07 мая 2013 года № 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" и законами субъектов Российской Федерации (в Свердловской области – Законом Свердловской области от 19 декабря 2013 года № 132-ОЗ "Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Свердловской области").

Однако на протяжении вот уже 5-летней правозащитной деятельности института уполномоченных (с учетом деятельности на общественных началах) мы отмечаем некоторые проблемы реализации отдельных полномочий с точки зрения их достаточности для эффективной правозащитной деятельности.

Эти и другие вопросы были обсуждены участниками панельной дискуссии в Ярославле.

Первая часть дискуссии была посвящена обмену опытом и презентации практики уполномоченных в разных сферах правозащитной деятельности.

Выступление М.И. Карповой, Уполномоченного по защите прав и экономических интересов бизнеса при Евразийской организации экономического сотрудничества было посвящено вопросам участия региональных уполномоченных по защите прав предпринимателей в антикоррупционной экспертизе и оценке регулирующего воздействия по проектам нормативно-правовых актов.

Во время своего выступления об оценке регулирующего воздействия на проекты НПА Марина Ивановна отметила, что сейчас оценке подвергается уже готовый проект НПА. А требуется ли новое или дополнительное регулирование в принципе в той или иной сфере – вот что требует оценки в первую очередь!

 

Ю.В. Михайлов, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новгородской области, поделился опытом Новгородской области по реализации специальных полномочий региональных уполномоченных по защите прав предпринимателей.

Так, например, Юрий Владимирович отметил, что по итогам ОРВ в более 50% случаев местные органы власти принимают позицию Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новгородской области.

 

Институт уполномоченных по защите прав предпринимателей работает в соответствии с Федеральным законом об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации и создан для обеспечения гарантий государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в случае их нарушения органами публичной власти. Зачастую правовые споры, возникающие в плоскости взаимодействия бизнеса и власти, можно охарактеризовать как осложняющие предпринимательскую деятельность сложно преодолеваемые факторы.Задача уполномоченных – максимально эффективно содействовать урегулированию таких конфликтов. Одним из инструментов, который можно использовать в работе, является медиативный подход. Такой подход без сомнений экономит ресурсы всех сторон конфликта и снижает репутационные риски органов публичной власти.

Заключительным докладчиком в первой части панельной дискуссии стала Н.В. Мамаева, начальник отдела правового обеспечения Аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области, которая рассказала о преимуществах применения медиативного подхода в деятельности региональных уполномоченных по защите прав предпринимателей, проиллюстрировав реальными примеры урегулирования споров и конфликтов с помощью примирительных процедур в деятельности уполномоченного.

 

Вторая часть модерируемой Еленой Артюх дискуссии была посвящена вопросам судебной практики уполномоченных.

Состоялись выступления О.В. Каминой, начальника отдела правового обеспечения Аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пермском крае, которая поделилась опытом Пермского края о судебной практике региональных уполномоченных по защите прав предпринимателей.

В своём выступлении Ольга Владимировна Камина отметила, что в настоящее время в судебной практике существуют 2 подхода к вопросу привлечения уполномоченного в субъекте РФ в качестве третьего лица.

Согласно первому подходу: участие уполномоченного в деле в качестве третьего лица не предусмотрено положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) на основе буквального толкования положений статьи 10 Федерального закона № 78-ФЗ, статьи 51 и статьи 53.1 АПК РФ. Логика следующая:

– Уполномоченные в субъектах пользуются процессуальными правами истца (ч.1 ст.53.1 АПК РФ);

– право обращаться в суд с иском закреплено в статье 10 Федерального закона № 78-ФЗ;

– только у Уполномоченного при Президенте есть право вступать в дело третьим лицом (ч.2 ст.53.1 АПК РФ);

– для привлечения Уполномоченного в субъекте в общем порядке по ст.51 АПК РФ необходимо обоснование, что судебный акт может повлиять на его права или обязанности.

Кроме Пермского края, есть решения арбитражных судов с такой позицией Липецкой, Ростовской, Ярославской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа, 8, 17, 19 арбитражных апелляционных судов.

Согласно второму подходу: участие Уполномоченного в субъекте РФ в деле в качестве третьего лица возможно на основе комплексного толкования этих же норм законодательства.

 Суды, поддерживающие второй подход, указывают, что, вступая в дело, Уполномоченный в субъекте РФ защищает не свой имущественный, гражданско-правовой интерес юридического лица, а реализует государственные публично-правовые функции по защите прав субъектов предпринимательской деятельности. В противном случае введение статьи 53.1 АПК РФ при существовании статьи 51 АПК РФ было бы лишено смысла. Суды приходят к выводу, что, когда сторона участвует в делах публичного производства, привлечение Уполномоченного в субъекте РФ в арбитражный процесс не должно связываться с необходимостью доказывания его участия.

 Второй подход изложен в решениях арбитражных судов Республики (Саха) Якутия, Калужской области, 15 арбитражного апелляционного суда.

Участники дискуссии поддерживают второй, комплексный подход. В связи с чем, представляется целесообразным привлечение Уполномоченных к участию в деле, рассматриваемом в суде, по которому у них имеется производство по соответствующей жалобе, в целях обеспечения защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, всестороннего и объективного рассмотрения дел, оказания субъектам предпринимательской деятельности юридической помощи для восстановления в судебном порядке нарушенных прав и законных интересов.

Кроме того, созданный по инициативе Президента Российской Федерации государственный правозащитный институт призван, в том числе, обеспечить равновесие позиций, выступая на стороне субъекта предпринимательской деятельности, вступившего в спор с органом государственной власти, имеющим административный ресурс, являющимся заведомо сильной стороной спора.

Необходимость участия в деле Уполномоченный определяет самостоятельно, руководствуясь тщательно изученными материалами жалобы и сформированной правовой позицией, а также возможностями заявителя самостоятельно осуществить защиту своих прав и законных интересов.

 

Участникам была подготовлена и представлена интересная справка–обзор с образцами форм документов информации о том, каким образом Уполномоченные могут реализовывать свои отдельные полномочия. Обзор был сформирован на основании информации, направленной региональными бизнес-омбудсменами.

 

Дискуссия вызвала живой интерес участников: состоялся оживлённый диалог, на котором более 70 присутствующих (региональные Уполномоченные, представители Аппаратов Уполномоченных 33 регионов России) задали вопросы и поделились своей практикой работы. Были обсуждены лучшие практики защиты прав предпринимателей в субъектах РФ, представлен опыт региональных уполномоченных, обозначены проблемы и подготовлен проект резолюции о необходимости конкретных изменений законодательства с целью повышения эффективности защиты и восстановления нарушенных прав. Итоговая резолюция будет размешена на сайте в начале июля 2017 года.

 

В рамках конференции прошли также:

– Всероссийское совещание, которое вели Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титов, Президент "ОПОРЫ РОССИИ" А.С. Калинин;

– круглый стол уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах РФ при участии Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титова;

– расширенное заседание Совета регионов Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", модератором которой выступил А.С. Калинин, Президент "ОПОРЫ РОССИИ";

 

 

 На Всероссийском совещании собравшиеся обсудили системные проблемы, актуальные для российского бизнеса, в том числе вопросы взаимодействия местных товаропроизводителей с федеральными торговыми сетями, обоснованность тарифов на энергоносители, качество работы судебной системы, проблемы предпринимателей в отраслях ЖКХ, строительства и ряд других.

Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Свердловской области Еленой Николаевной Артюх были сформированы 5 вопросов (в том числе об участии Уполномоченных в выездных проверках в отдельных случаях, о защите предпринимателей, когда они являются потерпевшими по уголовному делу, "искусственной переадресации" жалоб предпринимателей и другие), которые она задала Уполномоченному при Президенте Б.Ю. Титову.

Предложения от каждой бизнес-отрасли, озвученные на совещании, в дальнейшем будут делегированы на федеральный уровень для проработки, а также в форме законодательной инициативы через Ярославскую Областную Думу.

Проведение конференции совпало с назначением Бориса Юрьевича Титова на должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей на второй срок. Правозащитный институт уполномоченных создан и состоялся как реальный центр защиты прав и работы над формированием дружественного предпринимательского климата. Поздравляем Бориса Юрьевича с назначением и продолжаем совместно работать дальше над улучшением предпринимательского климата в Свердловской области и Российской Федерации!

Назад к спискуНазад к списку


 
 
Закрыть слой Закрыть

Ссылки на сайты