Следить за новостями:

31 июля 2017

Уполномоченный по защите прав предпринимателей не согласился с некоторыми предложениями доклада о результатах правоприменительной практики Госинспекции труда в Свердловской области


.

 По приглашению Руководителя Государственной инспекции труда в Свердловской области Ф.А. Кравцова 31 июля 2017 года Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области Е.Н. Артюх приняла участие в публичном обсуждении доклада по правоприменительной практике в сфере труда за 2 квартал текущего года.

В обсуждении также участвовали:

– Заместители руководителя Государственной инспекции труда в Свердловской области по правовым вопросам М.С. Балакин и по охране труда Т.В. Гасилина;

– Т.А. Кансафарова, вице-президент Регионального объединения работодателей "Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей";

– Т.Г. Мерзлякова, Уполномоченный по правам человека в Свердловской области;

– А.И. Мельничук, начальник отдела охраны труда и социального партнерства Департамента по труду и занятости населения Свердловской области;

– С.М. Ильин, директор Уральского межрегионального филиала ФГБУ "ВНИИ охраны и экономики труда".

С основным докладом на совещании выступил руководитель Государственной инспекции труда в Свердловской области, главный государственный инспектор труда Ф.А. Кравцов.

В частности, он сообщил о том, что в I полугодии 2017 года в порядке реализации представленных полномочий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей были проведены 1952 проверки, за аналогичный период прошлого года – 2266, в ходе которых выявлены 5305 нарушений трудового законодательства. Количество работников на предприятиях, где были проведены проверки, составило почти 600 тысяч.

С полным текстом доклада Вы можете ознакомиться на сайте Государственной инспекции труда в Свердловской области.

Комментируя ситуацию в ходе обсуждения, Елена Николаевна Артюх отметила, что в регионе имеются многомиллионные долги государственных и муниципальных заказчиков перед предпринимателями по исполненным государственным и муниципальным контрактам. Вполне возможно, что отчасти поэтому возникла задолженность по выплате заработной платы работникам. Об этой проблеме Уполномоченный предупреждал еще в марте 2017 года. Прежде чем прокурору принимать жесткие меры, необходимо выяснить причины сложившейся ситуации.

Отметим несколько предложений Госинспекции труда, которые поддержала Елена Николаевна:

        1) об определении перечня работ с повышенной опасностью, для выполнения которых запрещено привлекать физических лиц, не являющихся работниками, на основании договоров гражданско-правового характера и установлении требования, что работы с повышенной опасностью, перечисленные в специальном перечне, могут выполняться только штатными работниками, работающими по трудовым договорам, на которых распространяются требования трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

2) о предоставлении органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации права возмещения за счет средств резервного фонда субъекта Российской Федерации неполученной заработной платы работникам организаций в случае длительности процедуры банкротства, предусмотрев механизм возврата указанных средств за счет конкурсной массы организации – банкрота;

3) об установлении преимущественного удовлетворения требований по перечислению (выдаче) денежных средств со счетов в банках для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту) перед требованиями по перечислению задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (внесение изменений в статью 855 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Но в докладе также были озвучены несколько предложений, с которыми бизнес-омбудсмен Е.Н. Артюх не согласилась.

Предложение инспекции о внесении изменений в статью 357 Трудового кодека Российской Федерации дополнений, предусматривающих предоставление государственному инспектору труда полномочия по приостановке во внесудебном порядке эксплуатации не соответствующего требованиям охраны труда оборудования, агрегатов, объектов, зданий или сооружений до устранения неисправности, представляется невыполнимым, так как госинспектор не всегда компетентен в технических вопросах. Такие решения могут принимать только судебные органы.

Не нашло поддержки у Уполномоченного и предложение о придании предписанию государственного инспектора труда об устранении нарушений, связанных с оплатой труда работников, статуса исполнительного документа и возможности принудительного списания денежных средств со счетов организации – должника.

 

С 2018 года в ходе плановых проверок инспекторы будут также использовать список контрольных вопросов или "чек-листы", все они будут опубликованы на официальном сайте Роструда. В текущем году будут разработаны около 100 "чек-листов" по тем вопросам, которые непосредственно влияют на права работников (трудовой договор, оплата труда, режим труда и отдыха, охрана труда), всего планируется разработка порядка 200 "проверочных" листов.

Контрольные вопросы будут формировать жесткий алгоритм проверки работодателя, от которого инспектор будет не в праве отступить. В то же время "чек-листы" будут предельно детализировать требования, что упростит, с точки зрения Роструда, их исполнение для работодателя.

 

У инспекции разработаны и действуют несколько информационных сервисов.

На портале "Онлайнинспекция.рф" осуществлен запуск интернет-сервиса "Перечень требований трудового законодательства". В отличие от перечня нормативных правовых актов 209 базовых требований, опубликованных на портале, имеют понятный ситуативный рубрикатор и позволяют как работнику, так и работодателю быстро найти решение его конкретной ситуации (прием на работу, изменение трудового договора, прекращение трудового договора, защита персональных данных, рабочее время, время отдыха, оплата труда, гарантии и компенсации, ответственность сторон трудового договора, подготовка и дополнительное профессиональное образование работников, охрана труда, особенности регулирования труда отдельных категорий работников, защита трудовых прав работников, обеспечение деятельности первичных профсоюзных организаций, коллективные переговоры ).

Также на портале действует сервис "Дежурный инспектор", который позволяет работодателям задать вопрос и получить консультацию по любой теме трудового законодательства. Ответы формулируются простым, доступным и понятным человеку без специального образования языком. К настоящему времени сформирована уникальная база из более чем 60 тыс. вопросов и ответов, структурированная по удобному рубрикатору.

Даже если работодатель на смог найти ответ на свой вопрос сразу, сервис позволяет получить необходимую информацию всего за 3 рабочих дня. При том, что установленный законом срок составляет 30 дней. Сервис чрезвычайно востребован как у работников, так и у работодателей.

Еще один интерактивный онлайн-сервис инспекции – "Электронный инспектор". Его задача – создать простые и понятные инструменты за соблюдением требований трудового законодательства для работодателей. По информации Госинспекции, этот сервис особенно востребован малым бизнесом.

В настоящее время сервис позволяет проводить самопроверку по 122 направлениям, в дальнейшем число проверочных листов планируется увеличить до 200. Система интеллектуальных проверочных листов ясна, понятна, удобна и проста для пользователя. По результатам самопроверки работодателю выдаются рекомендации по устранению нарушений.

Назад к спискуНазад к списку


 
 
Закрыть слой Закрыть

Ссылки на сайты