Следить за новостями:

3 августа 2017

Уполномоченный совместно с МинАПК, Росалкогольрегулированием и УФНС обсудили проблемы применения ККТ и ЕГАИС


.

Прошел первый месяц работы предпринимателей в новых условиях: с 01 июля 2017 года начал действовать новый порядок применения контрольно-кассовой техники (ККТ).

В пресс-центре ТАСС-Урал 01 августа 2017 года состоялась пресс-коференция, посвященная обсуждению реформы законодательства о применении ККТ, а также хода внедрения Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) на территории региона, осуществлению контроля по обороту алкогольной продукции и о совместной работе всех задействованных структур.

Тема внедрения ЕГАИС и работы по новому порядку применения ККТ вызвала интерес со стороны более чем 10 средств массовой информации: АТН, Бизнес-ФМ, Европейско-Азитатские новости, Коммерсант-Урал, Областная газета и многие другие СМИ опубликовали информацию по итогам пресс-конференции. Ознакомиться с ними Вы можете, пройдя по ссылкам:

 

·    http://tass.ru/ural-news/4454289

·    https://www.oblgazeta.ru/economics/34325/

·    http://www.uralinform.ru/news/economy/276927-egais-lishila-sverdlovskih-biznesmenov-zarabotka/

·    http://tass.ru/ural-news/4453967

·    https://rueconomics.ru/264915-stalo-izvestno-pochemu-v-sverdlovskoi-oblasti-zakrylis-bolee-100-magazinov-spirtnogo

·    https://ura.news/news/1052299134

·    http://news.rambler.ru/economics/37538039-v-sverdlovskoy-oblasti-zaregistrirovano-32-5-tys-onlayn-kass/

·    https://newdaynews.ru/ekb/610364.html

·    http://www.interfax-russia.ru/Ural/news.asp?id=855538&sec=1679

·    https://ura.news/news/1052299124

·    https://newdaynews.ru/ekb/610353.html

·    https://news.rambler.ru/economics/37529741-kazhdyy-chetvertyy-kassovyy-apparat-na-urale-okazalsya-vne-zakona-iz-za-novyh-pravil-fns/

·    http://inforu.news/2017/08/01/4453967-3/

·    http://123ru.net/ekaterinburg/107212092/

·    https://news.rambler.ru/head/37538766-stalo-izvestno-pochemu-v-sverdlovskoy-oblasti-zakrylis-bolee-100-magazinov-spirtnogo/

·    http://gorodskoyportal.ru/ekaterinburg/news/news/37019482/

·    http://inforu.news/2017/08/01/1052299134/

·    https://nep08.ru/business/2017/08/01/kazhdyij-chetvertyij-sverdlovskij-magazin-pod-ugrozoj-zakryitiya-iz-za-federalnoj-reformyi

·    http://inforu.news/2017/08/01/1052299124/

 

В пресс-конференции также приняли участие:

– заместитель Министра агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области С.В. Островская;

– заместитель начальника контрольного отдела Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области В.В. Бачурин; 

– руководитель Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу Ю.В. Чащин.

 

Представляем Вам мнение Уполномоченного по внедрению ЕГАИС и нового порядка применения ККТ.

 

С февраля 2017 года поэтапно вводятся в действие новые требования законодательства об обязательном применении ККТ, осуществляющей передачу фискальных данных в налоговые органы в онлайн-режиме.

Требования поэтапно существенно меняют условия предпринимательской деятельности и касаются всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих:

– розничную продажу товаров (в том числе через сеть "Интернет" и торговые автоматы);

– оптовую продажу товаров при осуществлении наличных денежных расчетов;

– оказание услуг и выполнение работ с расчетами наличными деньгами или через электронные средства платежа (банковские карты, электронные кошельки и т.д.).

Принимая во внимание, что по данным Свердловскстата на июнь 2017 года 57 % только малых предприятий Свердловской области относятся к сфере розничной продажи и услуг, указанные новые требования повлияют на условия деятельности значительной части бизнеса Свердловской области.

Порядок применения ККТ был изменен принятым 03 июля 2016 года Федеральным законом № 290-ФЗ.

Закон ввёл требование об обязательном применении ККТ, передающей данные в онлайн-режиме в налоговые органы, в следующем порядке:

с 01 февраля 2017 года вновь приобретенная ККТ должна регистрироваться по новому порядку;

с 01 июля 2017 года прежняя ККТ не может применяться;

с 01 января 2018 года должны применять новую техникуте, кто вообще не обязан был применять её ранее (предприниматели, уплачивающие единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД); предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения; предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере услуг).

Одновременно, согласно внесенным также в июле 2016 года изменениям в Федеральный закон от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ, определяющий порядок производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (в том числе при оказании услуг общественного питания), требование об обязательном применении новой ККТ вступило в силу с 31 марта 2017 года.

Ранее законопроект, предполагающий обязательное применение ККТ, передающей в онлайн-режиме фискальные данные в налоговые органы, представлялся в июле 2015 года на общественное обсуждение и по результатам согласительных процедур Министерством экономического развития Российской Федерации было подготовлено отрицательное заключение по проекту закона, в связи с наличием положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской деятельности, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов предпринимателей, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Тем не менее, в июле 2016 года федеральный закон об обязательном применении новой ККТ всё же был принят.

На 01 июля 2017 года, когда значительная часть предпринимателей обязана была начать применять ККТ по новому порядку, из 43 697 кассовых аппаратов по новым правилам были перерегистрированы только 24 775, (56,7 %). Такая ситуация сложилась по независящим от предпринимателей причинам, а из-за отсутствия на рынке достаточного количества фискальных накопителей – важнейшей части новой техники.

По информации, полученной из УФНС по Свердловской области, до 01 июля 2018 года нужно будет установить новую технику еще в 74 649 торговых объектах, в которых реализуют свою деятельность предприниматели, уплачивающие единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности или применяющие патентную систему налогообложения.

Еще на стадии обсуждения возможного нового порядка применения ККТ, в 2015 году, в связи с поступающими многочисленными вопросами и обращениями со стороны предпринимателей, Уполномоченный активно включился в работу по мониторингу ситуации по внедрению нового порядка применения ККТ. Проблема была признана системной и включена в Ежегодный доклад Уполномоченного за 2015 года.

В начале 2016 года проблема вошла в число предложений от Свердловской области в Доклад Президенту Российской Федерации федерального бизнес-омбудсмена Б.Ю. Титова и была им включена в Доклад с предложением об обязательной проработке мер поддержки предпринимательства в случае, если требование об обязательном применении нового порядка использования ККТ будет введено.

В феврале – марте 2017 года Уполномоченным были направлены обращения в адрес Законодательного Собрания Свердловской области, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также коллективное обращение от Уполномоченных в Уральском федеральном округе в адрес федерального бизнес-омбудсмена Б.Ю. Титова о необходимости отмены или переноса сроков до 2021 года внедрения требования об обязательном применении ККТ в отношении тех, кто ранее ее применять был не обязан.

В мае 2017 года при УФНС по Свердловской области была создана постоянно действующая рабочая группа по переходу на новый порядок применения ККТ. Уполномоченный вошел в ее состав и принимает активное участие в ее работе. 22 мая 2017 года по предложению Уполномоченного заседание данной рабочей группы прошло в открытом режиме с приглашением всех заинтересованных лиц.

Также Уполномоченным совместно с УФНС по Свердловской области с 20 апреля 2017 года в еженедельном режиме проводятся открытые классы на базе Общественной приёмной федерального бизнес-омбудсмена Б.Ю. Титова в Екатеринбурге в офисе Уполномоченного и иные просветительские мероприятия по вопросам перехода на новый порядок применения ККТ.

На 03 августа 2017 года были проведены 26 таких просветительских мероприятий, в том числе 16 открытых классов и 5 выездных мероприятий в муниципалитетах с общим количеством участников более 730 человек.

При активном участии Уполномоченного перечень территорий Свердловской области, где данные ККТ могут не передаваться в онлайн-режиме или ККТ может применяться в автономном режиме, утвержденный 27 апреля 2017 года, был дополнен нормой, что в части, касающейся возможности применения ККТ в автономном режиме, распространяет свое действие с 01 февраля 2017 года, а не с даты принятия, для исключения риска привлечения к административной ответственности тех субъектов предпринимательской деятельности, которые объективно не имели возможности применять ККТ в онлайн-режиме.

Какие проблемы, недоработки и риски, влияющие на условия ведения предпринимательской деятельности, Уполномоченный фиксирует, исходя их проводимого мониторингом ситуации, связанной с применением нового порядка применения ККТ.

Во-первых, высокая стоимость оборудования, необходимого для выполнения новых требований по применению ККТ. Минимальная стоимость полного комплекта в Свердловской области составляет 20 тыс. рублей. Но это так называемая "суммовая касса", которая потребует обязательной замены в 2021 году, так как на чеке такой кассы не отображается перечень товаров и данные не передаются на мобильный телефон покупателя. Стоимость полного комплекта, который соответствует всем требованиям и сможет обеспечить бесперебойную работу ККТ, в том числе, и после 2021 года, в Свердловской области достигает 60 тыс. рублей за одно рабочее место.

При этом предприниматели не могут спрогнозировать точно свои издержки, так как фактическая стоимость по приобретению и/или модернизации определяется исключительно индивидуально непосредственно по конкретному рабочему месту.

Обсуждаемая на сегодня мера поддержки в форме налогового вычета в размере 18 тыс. рублей даже близко не компенсирует затрат предпринимателей на приобретение новой ККТ, необходимой для выполнения требований федерального законодательства.

Во-вторых, серьезным затруднением является явный дефицит фискальных накопителей, без которых новая ККТ не сможет передавать фискальные данные в налоговые органы. Фискальные накопители должны быть включены в соответствующий реестр так же, как и их производители. На момент введения требования об обязательном применении онлайн-касс в реестр был включен только один такой накопитель у одного производителя. Весной 2017 года – еще два накопителя у двух производителей. Но это не решило проблемы. Фискальные накопители фактически можно приобрести только оптом. Срок ожидания теоретически составляет от одного месяца, а на практике до полугода.

У Уполномоченного есть информация, что в мае 2017 года по счетам на оптовую закупку, оплаченным в полном объеме в декабре 2016 года, поставки были выполнены только на 30 % (например, из 625 заказанных в декабре 2016 года фискальных накопителей на сумму 3 млн. 750 тыс. на 18 мая 2017 года поставлены только 160 шт.).

Таким образом, на сегодня у добросовестных предпринимателей, которые заблаговременно решили выполнить новые требования законодательства, по не зависящим от них причинам нет для этого возможности.

С 01 июля 2017 года был увеличен размер административноых штрафов за нарушение требования об обязательном применении ККТ. Согласно части 2 статьи 14.5 КоАП неприменение ККТ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее десяти тысяч рублей (в ранее действующей редакции – от трех до четырех тысяч рублей); на юридических лиц – от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее тридцати тысяч рублей (ранее – от тридцати до сорока тысяч рублей).

В-третьих, не урегулированными остаются вопросы, связанные с содержанием чека. В частности, насколько полно нужно указывать наименование товаров/услуг. Например, при оказании медицинских услуг наименование может быть очень длинным, насколько подробно нужно перечислять проданные товары при оптовой торговле? Допускаются ли в таких случаях сокращения? Разъяснения и методические указания по данному вопросу на сегодняшний день до сих пор отсутствуют.

В-четвертых, не урегулирован вопрос о проведении расчетных операций за одну покупку при осуществлении оплаты за нее путем сочетания наличного и безналичного расчета.

Применительно к сельским территориям неясным остается вопрос, как вносить данные, если продаются товары в долг и оплата вносится потом, не на момент передачи товара.

Есть у предпринимателей и ряд других неразрешенных вопросов по работе в новых условиях.

 

Отдельно необходимо выделить проблемы, которые возникают в связи с изменением порядка применения ККТ у предпринимателей, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции. Для этих продавцов с 01 января 2016 года началось поэтапное вступление в силу требований об обязательном применении ЕГАИС.С 01 июля 2017 года вносить данные о каждой продаже обязаны и предприниматели, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в сельских поселениях.

В связи с дефицитом фискальных накопителей, необходимых для реализации новых требований о применении ККТ, существенными являются риски предпринимателей, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции, у которых истекают сроки лицензий. Одним из обязательных требований для продления лицензии на розничную продажу алкогольной продукции является наличие ККТ, которая, в свою очередь, теперь может быть зарегистрирована и установлена только в соответствии с новым порядком.

Дополнительные риски возникают у предпринимателей, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции в сельских территориях. С одной стороны, Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 290-ФЗ для торговых объектов, в которых реализуется алкогольная продукция, расположенных в территориях, где существует неустойчивая Интернет-связь, разумно предусмотрена возможность использования онлайн-касс в автономном режиме. С другой – нормы названного закона никак не соотносятся в этой части с нормами Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ в его новой редакции, который предусматривает, что предприниматели, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, обязаны применять ЕГАИС для внесения данных о каждой продаже без поправок на функционирование сети "Интернет". При этом исходные условия обеспечения работы ЕГАИС и ККТ с точки зрения качества работы сети "Интернет" одни и те же: скорость Интернет-соединения должна быть не менее 256 кбит/с.

Указанные риски неоднократно обозначались предпринимателями и Уполномоченным в различных форматах обсуждений.

Вопрос о существенных затруднениях предпринимателей из-за невозможности применения ЕГАИС в сельских территориях в связи с отсутствием устойчивой Интернет связи поднимался на встрече руководителей малого и среднего бизнеса с Губернатором Свердловской области Е.В. Куйвашевым, состоявшейся 30 августа 2016 года.

В феврале 2016 года в Государственную Думу был направлен законопроект, который предполагал внесение изменений в статьи 6 и 8 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ в части замены терминологии: "сельские поселения" на "сельские населенные пункты" – что позволило бы не применять ЕГАИС в сельских территориях, где нет Интернет-связи. Однако, несмотря на поддержку этого законопроекта пятью субъектами Российской Федерации, в том числе Свердловской областью, 19 мая 2017 года законопроект в первом чтении был отклонен.

Перечень сельских территорий, где ЕГАИС может не применяться с 01 июля 2017 года, должен утверждаться Правительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Конкретные сроки его формирования и утверждения не определены.

В результате, по данным Управления Росалкогольрегулирования по Уральскому федеральному округу, в Свердловской области по состоянию на 17 июля 2017 года ЕГАИС установлена в 99,2 % торговых объектах, где реализуется алкогольная продукция. Но при этом по сведениям, представленным Свердловским облпотребсоюзом, по итогам 2016 года 122 торговых объекта в сельских населенных пунктах прекратили свою деятельность из-за невозможности обеспечить работу ЕГАИС (48 – из-за отсутствия Интернет-связи, 74 – из-за отсутствия финансовой возможности).

Путем совместных усилий уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации, в том числе благодаря взаимодействию с налоговыми органами некоторые из обозначенных проблем были решены.

В частности, согласно письму Федеральной налоговой службы от 30 мая 2017 года, налоговые органы не будут штрафовать предпринимателей за неприменение ККТ, если предприниматель докажет, что заключил договор на ее приобретение заблаговременно, но поставщик не передал технику до 01 июля 2017 года.

Уполномоченным продолжается совместная с УФНС по Свердловской области консультационная и просветительская работа по разъяснению нового порядка применения ККТ, в том числе проведение совместных открытых классов с участием представителей налоговых органов, операторов фискальных данных, центров технического обслуживания.

Информация по мониторингу возникающих вопросов направляется федеральному бизнес-омбудсмену Б.Ю. Титову для систематизации проблем в масштабах страны и выработки системных предложений по их решению.

Продолжается работа на основе собранных в результате мониторинга сведений по формулированию предложений в части увеличения размера налогового вычета по приобретению новой ККТ, а также обоснования переноса срока вступления требования об ее обязательном применении в отношении тех, кто ранее ее применять был не обязан, на 01 января 2021 года.

Уполномоченным Е.Н. Артюх сформулированы предложения, направленные на минимизацию последствий для предпринимательства в связи с изменением порядка применения ККТ и введением требования об обязательном применении ЕГАИС в сельских поселениях.

Во-первых, крайне важно со стороны Свердловской области направить предложения о необходимости увеличения размера налогового вычета на приобретение новой ККТ на величину фактически понесенных предпринимателями затрат и не только индивидуальными предпринимателями, но и юридическими лицами, которые ранее в силу закона её не обязаны были применять.

Во-вторых, необходимо поддержать со стороны Свердловской области предложения о переносе до 2021 года вступления сроков требования об обязательном применении ККТ в отношении тех, кто ранее ее применять был не обязан (срок окончания действия ЕНВД). На сегодня в Государственной Думе Российской Федерации находятся на рассмотрении три законопроекта. Один из них, инициированный Архангельским областным собранием депутатов в феврале 2017 года, был поддержан многими субъектами Российской Федерации, в том числе письмо о поддержке данного законопроекта было направлено в адрес Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам со стороны комитета Законодательного Собрания Свердловской области по бюджету, финансам и налогам. Необходимо направление аналогичного обращения со стороны Правительства Свердловской области.

В-третьих, принимая во внимание серьезные затруднения в связи с новым порядком применения ККТ и использованием ЕГАИС, которые испытывают предприниматели в сельских населенных пунктах, важно для предупреждения рисков невозможности обеспечения товарами первой необходимости и роста теневого сектора алкогольной продукции в указанных территориях, вернуться к вопросу об обеспечении бесперебойной работы сети "Интернет" в сельских территориях путем реализации соответствующих мер со стороны Правительства Свердловской области.

В-четвертых, в качестве меры государственной поддержки, реализуемой на уровне Свердловской области, необходимо рассмотреть возможность предоставления предпринимателям мер финансовой поддержки на приобретение нового оборудования. Это могли бы быть целевые беспроцентные (или с льготной ставкой) займы. Особенно эта поддержка актуальна для предпринимателей, которые ранее не обязаны были применять ККТ.

Назад к спискуНазад к списку


 
 
Закрыть слой Закрыть

Ссылки на сайты