Следить за новостями:

29 августа 2018

Результаты работы по корректировке чек-листов, реализации отдельных региональных налоговых полномочий и организации весового и габаритного контроля обсудили на заседании ОЭС при Уполномоченном


.

 

Целью работы Общественного экспертного совета при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Свердловской области, согласно положению о Совете, является формирование общественной и экспертной позиции по вопросам, возникающим в деятельности Уполномоченного.

28 августа 2018 года в зале Общественной палаты Свердловской области на очередном заседании совещательного, консультативного органа  Е.Н. Артюх проинформировала присутствующих об изменениях: в состав Совета вошел депутат Законодательного Собрания Свердловской области, член комитета Законодательного Собрания Свердловской области по вопросам законодательства и общественной безопасности А.В. Коркин и директор Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства И.И. Сулла (обновленный состав Совета здесь: https://uzpp.midural.ru/article/show/id/136). 

Повестка заседания включала в себя 3 вопроса (размещена здесь). Презентация заседания здесь.

 "Коллеги, в этом году мы стали активно практиковать новую форму работы, позволяющую привлечь экспертов для выработки предложений по разрешению ряда системных проблем бизнеса – рабочие группы при Уполномоченном или Общественном экспертном совете при Уполномоченном", – предваряя выступления по первому вопросу повестки, отметила Елена Николаевна.

По инициативе бизнес-омбудсмена созданы 3 рабочие группы:

 рабочая группа при Уполномоченном по вопросу реализации региональных налоговых полномочий в отношении субъектов предпринимательской деятельности в Свердловской области;

– временная рабочая группа при Совете по выработке предложений по корректировке проверочных листов, используемых при проведении плановых проверок в отношении объектов общественного питания;

– рабочая группа при Уполномоченном по проблемам организации весового и габаритного контроля в Свердловской области.

Необходимость создания рабочей группы по реализации региональных налоговых полномочий в отношении субъектов предпринимательской деятельности была связана с изменениями в федеральном законодательстве, которые предоставили дополнительные возможности регионам для стимулирования инвестиционной и предпринимательской деятельности, а также с давно назревшей потребностью в актуализации региональных налоговых преференций с точки зрения их реального экономического эффекта и значимости для формирования благоприятного экономического климата. Руководителем рабочей группы стала исполнительный вице-президент Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей М.Н. Вшивцева, которая в своем выступлении отметила: "Предложенный Еленой Николаевной формат взаимодействия в качестве рабочих группы оказался очень эффективным. Хочу сказать, что взаимодействие представителей деловых сообществ совместно с представителями консалтинговых аналитических фирм (А.В. Брызгалин, М.С. Чумак) оказалось очень плодотворным. Потому что мы очень быстро сформулировали позицию деловых сообществ на данный момент по подходам к реализации на территории Свердловской области новой возможности, предоставленной федеральным законодательством – введение инвестиционного налогового вычета".

Члены рабочей группы, в состав которой вошли также представители крупных производственных и высокотехнологичных предприятий, сошлись однозначно во мнении, что введение возможности применения инвестиционного налогового вычета будет иметь существенный положительный эффект для экономики региона. Он будет стимулировать налогоплательщиков декларировать свою прибыль, а, значит, способствовать легализации предпринимательской деятельности и формированию стабильной налоговой базы для регионального бюджета, стимулировать предприятия вкладываться в свое развитие. Введение инвестиционного налогового вычета в Свердловской области позволит обеспечить реальное стимулирование процессов обновления экономики и реализацию программы Губернатора Свердловской области "Пятилетка развития Свердловской области" на 2017–2021 годы.

Данное мнение было подтверждено результатами анкетирования, которое были проведено по инициативе членов рабочей группы и с активным участием Уполномоченного и крупнейших бизнес-объединений. "Опрос показал, что значительная часть предприятий Свердловской области (89 процентов от опрошенных) заинтересованы в установлении региональной льготы по налогу на прибыль в форме инвестиционного налогового вычета, а значит, выступили за интенсификацию своей инвестиционной активности. Внедрение вычета – это драйвер для увеличения инвестиционной активности предприятий", – подытожила свое выступление Марина Николаевна.

На данный момент началась совместная работа с исполнительными органами государственной власти Свердловской области по изучению вопроса внедрения инвестиционного налогового вычета в регионе.

Е.Н. Артюх добавила, что итогом этой работы станет направление мотивированного предложения Уполномоченного Губернатору Свердловской области о необходимости внесения изменения в налоговое законодательство.

Временная рабочая группа по корректировке проверочных листов (чек-листов), используемых при проведении плановых проверок в рамках санитарно-эпидемиологического надзора в отношении объектов общественного питания была создана в мае текущего года по решению, принятому на предшествующем заседании Совета. В состав рабочей группы, кроме предпринимателей и экспертов, вошли также и представители уполномоченных исполнительных органов государственной власти и контрольно-надзорных органов. "Члены рабочей группы пришли к согласованному мнению, что проверочные листы могут и должны стать очень важным инструментом, обеспечивающим прозрачность проверки и простоту взаимодействия проверяющего и проверяемого, а также инструментом для проведения внутреннего аудита со стороны поднадзорных субъектов на предмет выполнения обязательных требований. Но, к сожалению, чек-листы для проведения плановых проверок Роспотребнадзором предприятий общепита в том варианте, который предложен сейчас, не отвечают данным целям", – отметила в своем докладе советник Уполномоченного Е.О. Сонина.

Предложения рабочей группы коснулись двух аспектов:

– изменения самих подходов к формированию проверочного листа, чтобы они реально учитывали актуальные особенности организации услуг общественного питания, были ориентированы на внедрение риск-ориентированного подхода при проведении проверок, чтобы параметры проверок (контрольные вопросы) не допускали возможности усмотрения и расширительного толкования со стороны проверяющего;

– изменения в формулировках самих контрольных вопросов.

"Из 93 обязательных требований, включенных в чек-лист Роспотребнадзора и никак на сегодня не проранжированных, по мнению членов рабочей группы, только 36 бесспорно выполнимы, это меньше половины. Все остальные нуждаются либо в уточнении (с точки зрения метода контроля, предмета проверки), либо в исключении как технологически устаревшие или дублирующие параметры проверки", – акцентировала Е.О. Сонина.

Директор института торговли, пищевых технологий и сервиса УрГЭУ, член общественного совета и рабочей группы В.П. Соловьева отметила: "Была проведена огромная работа по выработке предложений по корректировке проверочных листов для плановых проверок Роспотребнадзором предприятий общественного питания. Она имеет большое значение, так как следующий этап – это внедрение аналогичных чек-листов для сферы розничной торговли и сферы других услуг. И проблемы, которые мы выявили при работе с проверочными листами для объектов общественного питания, сохраняются. Если данные проверочные листы не будут откорректированы, то взаимодействие проверяющего и проверяемого при проведении проверок психологически будет крайне тяжелыми для бизнеса".

С итогами работы Вы можете ознакомиться здесь: https://uzpp.midural.ru/news/show/id/835.Выработанные рабочей группой предложения направлены федеральному бизнес-омбудсмену Б.Ю. Титову, руководителю Роспотребнадзора А.Ю. Поповой, заместителю Министра Минэкономразвития России С.В. Шипову, статс-секретарю – заместителю Министра Минюста России Ю.С. Любимову, а также в региональные уполномоченные исполнительные органы государственной власти. На данный момент работа по продвижению выработанных предложений продолжается.

Рабочая группа по проблемам организации весового и габаритного контроля в Свердловской области была создана в июле. Поводом стали многочисленные обращения в отраслевые объединения предпринимателей и к Уполномоченному на существенные риски и издержки грузоперевозчиков из-за некорректной работы автоматических пунктов весового и габаритного контроля на региональных дорогах Свердловской области.

Член рабочей группы, генеральный директор ООО "Автоколонна 1212" И.А. Шведова в своем выступлении обратила внимание на то, что несмотря на выработанные грузоперевозчиками и их бизнес-объединениями предложения, неоднократно направляемые уполномоченным органам власти еще до введения данных автоматических пунктов весогабаритного контроля в рабочий режим, обозначающие риски введения их (АПВГК) в эксплуатацию, озвучиваемые на различных рабочих совещаниях с участием уполномоченных исполнительных органов государственной власти, никак не были учтены.

"В результате, автоматические пункты весогабаритного контроля на территории Свердловской области были запущены в отсутствие методики и понятного регламента, пункты не были оборудованы информационными табло о предстоящем весогабаритном контроле и не была обеспечена возможность получить информацию о выявленных нарушениях непосредственно сразу после прохождения контрольного взвешивания. А также отсутствовала возможность для устранения выявленного нарушения. В результате, мы получали эту информацию только в постановлении о наложении административного штрафа, сумма которого в случае весогабаритного контроля с применением автоматического пункта составляет минимум 150 тыс. рублей", – сказала И.А. Шведова.

Е.Н. Артюх уточнила: "При оценке ситуации, связанной с организацией автоматических пунктов весогабаритного контроля, мы должны исходить, в первую очередь, из того, что главная цель данного вида контроля – это обеспечение сохранности дорог. В том режиме, в каком была обеспечена работа данных пунктов в Свердловской области до мая 2018 года – эта цель, увы, не достигалась. На данный момент они переведены в тестовый режим. Поэтому крайне важно, чтобы сформулированные предложения от перевозчиков, которые позволят обеспечить корректную работу автоматических пунктов весогабаритного контроля и достичь цели регулирования, связанной с обеспечением сохранности дорог, были реализованы. Поэтому как возможный результат деятельности рабочей группы мы рассматриваем подготовку Спецдоклада Уполномоченного по заявленным проблемам с возможными предложениями по их решению".

Приняв активное участие в обсуждении, члены Совета поддержали предложения, подготовленные временной рабочей группой по корректировке чек-листов, а также одобрили необходимость создания и предварительные результаты деятельности рабочих групп по проблемам организации весового и габаритного контроля в Свердловской области и по вопросу реализации отдельных региональных налоговых полномочий в отношении субъектов предпринимательской деятельности в Свердловской области.

По второму вопросу Уполномоченный Е.Н. Артюх и генеральный директор ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", член Совета, эксперт Уполномоченного pro bono А.В. Брызгалин высказали мнение по поводу содержания письма Федеральной налоговой службы от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247 "О профилактике нарушений налогового законодательства".

"Проанализировав текст письма и запросив мнение у экспертов, мы пришли к согласованному выводу, что предлагаемые в нем формы и методы профилактики налоговых нарушений противоречат нормам налогового законодательства и создают препятствия для реализации конституционных прав граждан (право на квалифицированную юридическую помощь, свободу передвижения и выбора места жительства, свободу предпринимательской деятельности). Потенциальные действия налогоплательщиков, реализующих свои конституционные права, могут быть квалифицированы как противоправное поведение с точки зрения предусмотренных в указанном письме критериев, методов и способов профилактики нарушений законодательства о налогах и сборах, связанные с представлением в налоговые органы налоговых деклараций, подписанных неуполномоченными либо неустановленными лицами", – высказала свое мнение Е.Н. Артюх.

Согласившись с Еленой Николаевной, А.В. Брызгалин подчеркнул: "Даже самые благородные цели издания рассматриваемого письма, как то, например, выявление потенциальных "однодневок" и номинальных руководителей, борьба с незаконным возмещением НДС недобросовестными плательщиками и др., не может являться основанием для нарушения прямых норм Налогового кодекса Российской Федерации".

Члены Совета однозначно поддержали высказанное мнение. Председатель Свердловского областного отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" И.В. Тыщенко обратил внимание, что подобный подход со стороны налоговых органов также "в профилактических целях", к сожалению, получает свое воплощение и на стадии регистрации юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя. "Молодые потенциальные предприниматели, желающие зарегистрировать свое дело, сталкиваются с чересчур завышенными требованиями от налоговых органов: требование бизнес-плана новой организации, проведение личного собеседования с учредителем фирмы (задавание вопросов о "потенциальной номинальности" юрлица) и т.д. Подобный подход, очевидно, не отвечает целям стимулирования и легализации предпринимательской деятельности". 

По итогам обсуждения было принято решение о направлении обращения федеральному бизнес-омбудсмену Б.Ю. Титову по поводу содержания письма Федеральной налоговой службы от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247 с предложением в целях предупреждения массового нарушения прав налогоплательщиков отозвать данное письмо или существенно его переработать, приведя в соответствие с положениями Налогового кодекса Российской Федерации, а случае, если указанные предложения не будут реализованы, то обратиться за его оспариванием в Верховный Суд Российской Федерации.

В завершении заседания Совета руководитель Аппарата Уполномоченного И.В. Головина сообщила о начале работы над ежегодным докладом Уполномоченного, отметила, что этот доклад определенным образом, даст определенные оценки деятельности правозащитного института в Свердловской области за первые пять лет. Учитывая особую важность подготовки доклада за 2018 год, членам Совета было предложено направить предложения и пожелания о вопросах, которые необходимо учесть в докладе, наиболее значимых аспектах, влияющих на условия ведения предпринимательской деятельности. "Нам очень важно Ваше мнение и оценка нашей деятельности, мы ценим наше сотрудничество и будем признательны за направленные предложения как относительно эффективности деятельности института Уполномоченного, так и по системным проблемам, затрагивающим права и законные интересы предпринимателей" – обратилась Ирина Витальевна к членам Совета.

С протоколом заседания Совета и принятыми на нем решениями можно ознакомиться на сайте Уполномоченного (ссылка: https://uzpp.midural.ru/article/show/id/136). 

Назад к спискуНазад к списку


 
 
Закрыть слой Закрыть

Ссылки на сайты