Следить за новостями:

11 октября 2018

Защиту предпринимателей от коррупционных практик обсудили во Владивостоке


.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области Е.Н. Артюх была приглашена Главой Программного Офиса Совета Европы в Российской Федерации Петром Зихом и Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Приморском крае М.А. Шемилиной к участию 08–09 октября 2018 года в семинарах проекта "Защита прав предпринимателей в Российской Федерации от коррупционных практик" – ПРЕКОП IIкоторые проходили в кампусе Дальневосточного федерального университета на острове Русский в городе Владивостоке.

Проект ПРЕКОП II является продолжением проекта "Защита прав предпринимателей в Российской Федерации от коррупционных практик" – ПРЕКОП РФ. Он уделяет пристальное внимание возможным инструментам противодействия коррупции на муниципальном уровне в силу того, что именно там малые и средние предприятия сталкиваются с наибольшим числом различных административных барьеров и коррупционных проявлений.

Основная деятельность проекта сфокусирована на решении ключевых вопросов по таким проблемам, как основные типологии коррупционных практик, затрагивающих бизнес; осуществление закупок и оказание услуг на муниципальном уровне; государственный и муниципальный контроль и надзор над предприятиями; правовое регулирование предпринимательской деятельности на муниципальном уровне. Кроме того, проект ПРЕКОП II нацелен на создание механизма, с помощью которого предприниматели смогут сообщать на условиях анонимности о коррупции, в том числе, через институт Уполномоченных по защите прав предпринимателей.

Основными бенефициарами проекта ПРЕКОП II являются аппарат Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей и аппараты региональных уполномоченных по защите прав предпринимателей. Проект осуществляется Отделом по вопросам сотрудничества в сфере борьбы с экономическими преступлениями Совета Европы.

С более подробной информацией о проекте можно ознакомиться на сайте Программного Офиса Совета Европы в Москве.

В работе семинаров также приняли участие: представители института Уполномоченных по защите прав предпринимателей федерального и регионального уровней из 15 регионов; исполнительной и законодательной власти, Министерства иностранных дел Российской Федерации; региональной прокуратуры; представители администраций муниципальных образований, а также ассоциаций юристов и бизнеса Приморского края, включая Торговую палату.

Первый семинар "Возможные модели механизма анонимного сообщения со стороны предпринимателей о фактах коррупции" является первым в серии семинаров, посвященных укреплению института региональных уполномоченных по защите прав предпринимателей в области рассмотрения и обработки заявлений предпринимателей о коррупции.

Целями семинара являются:

– представление и обсуждение с участниками семинара проекта Технического Документа, посвященного анализу возможных механизмов анонимного сообщения со стороны предпринимателей о фактах коррупции через институты Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и региональных уполномоченных, в соответствии с международными стандартами и лучшей практикой;

– получение обратной связи от участников семинара с целью рассмотрения возможности применения в Российской Федерации механизмов анонимного сообщения о коррупции, предложенного в указанном Техническом Документе, а также определения роли, задач и методов функционирования данного механизма.

необходим реально работающий механизм обращений от субъектов предпринимательской деятельности (в том числе анонимных) о фактах коррупции или проявлений коррупционного поведения в отношении бизнеса. Необходимо, чтобы эти сообщения реально проверялись и отрабатывались правоохранительными органами. На сегодня многие предприниматели скептически относятся к существующим механизмам противодействия коррупции. Считаю, что причин этому несколько. Важнейшая – неразумное множество обязательных требований к бизнесу в различных сферах, которые объективно невозможно выполнить, поэтому в ходе проверок предпринимателю проще "договориться", снизив финансовые и временные издержки. Вторая причина – недостаточная активность и заинтересованность в оперативной реализации информации о коррупционных проявлениях. Крайне важно в вопросах противодействия коррупции, чтобы было доверие к правоохранителям и истинное противодействие коррупции не подменялось профанацией работы", – высказала свое мнение Е.Н. Артюх по ходу проведения семинара.

Второй семинар "Коррупционные практики, влияющие на процесс проведения закупок на муниципальном уровне в Российской Федерации" – заключительный в серии мероприятий, направленных на анализ масштаба, форм и проявлений коррупции в процессе проведения закупок на муниципальном уровне в Российской Федерации с целью их усовершенствования в соответствии с международными стандартами и лучшими практиками.

Целями семинара стали:

– представление и обсуждение с участниками семинара проекта Технического Документа, подготовленного и обновленного экспертами Совета Европы в соответствии с предложениями Рабочей группы, полученными из 15 пилотных регионов на различных стадиях реализации проекта;

– получение обратной связи от участников семинара и завершение работы над Техническим Документом, а также усовершенствование рекомендаций с учетом контекста страны с целью решения конкретных проблем законодательства и институциональной практики на муниципальном уровне в соответствии с международными стандартами и лучшими практиками.

В ходе семинара эксперты Совета Европы назвали сложности регулирования и процесса контроля закупок, которые определяются рядом факторов, один из них – большое количество заказчиков (их не менее 290 тысяч). В 2017 году около 7 трлн. рублей из бюджетных денег направлено на закупки, их них около 70 % – на региональные и муниципальные закупки. Эксперты Совета Европы пытаются предлагать решения, снижающие коррупционные риски и проблемы, возникающие пусть и вне коррупционных проявлений, но с ошибками, влияющими на нарушение законов о закупках.  В оценке эксперты анализировали и использовали практику 15 пилотных регионов Российской Федерации. Проблемы выявлены на трех этапах: формирование закупки, определение поставщика, исполнение контракта. 

Что предлагают эксперты Совета Европы для снижения рисков (в том числе, коррупционных) в закупках:

– инвестиции в обучение муниципальных служащих; формирование профессии "профессиональный закупщик";

– принятие кодекса поведения "профзакупщика" при конфликте интересов; проведение тренингов для "профзакупщика";

– обеспечение прозрачности закупок через использование технологии вigdata для системного анализа коррупционных маркеров;

– инвестиции в инфраструктуру обработки данных из сферы закупок для автоматического выявления рисков;

– введение количественных показателей коррупционных рисков, мониторинг закупок и анализ коррупционных и иных рисков;

– повседневное использование показателей рисков при принятии управленческих решений;

 – поощрение заключение "меморандумов о добросовестности" участников закупок и гражданского общества. 

Важнейшие риски — как необоснованное объединение / укрупнение лотов под конкретного подрядчика, так и искусственное дробление лотов для ухода в "малые" закупки без публичных конкурсных процедур. Из-за дефицита кадровых ресурсов разработка методологии и работа по контролю должна быть организована на уровне региона. Так считают эксперты Совета Европы.

Предлагается введение риск-ориентированного подхода в систему управления закупками:

– выявление подозрительных заказчиков;

– формирование плана контрольных мероприятий; 

– пристальное внимание к заказчикам, у которых "зашкаливают" маркеры рисков;

– ограничение свободы самостоятельного участия набрано надежного заказчика в закупках.

 "На мой взгляд, многое из предлагаемого Советом Европы для снижения рисков (в том числе, коррупционных) в закупках уже реализовано в Свердловской области, в том числе созданием регионального Департамента закупок. Только жалоб на закупки, увы, не становится существенно меньше…

Без сомнения, требуется методическая и консультационная поддержка предпринимательства, чтобы знали, как правильно закупать, как защищать свои права и, пожалуй, главное – чтобы бизнес в закупках сам стремился быть добросовестным конкурентом!", – считает Е.Н. Артюх.

Назад к спискуНазад к списку


 
 
Закрыть слой Закрыть

Ссылки на сайты