Следить за новостями:

25 октября 2018

О деятельности в сфере реформы КНД рассказала Е.Н. Артюх на заседании региональной коллегии при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе


.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области Е.Н. Артюх по приглашению главного федерального инспектора по Свердловской области Д.А. Трубинова 24 октября 2018 года приняла участие в заседании региональной коллегии территориальных органов федеральных органов исполнительной власти при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе.

На заседании были рассмотрены 2 вопроса:

1. О ходе реформы контрольно-надзорной деятельности в Свердловской области

2. О роли экспертного сообщества в реализации реформы контрольно-надзорной деятельности

По просьбе главного федерального инспектора Е.Н. Артюх рассказала о деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области в сфере реформы контрольно-надзорной деятельности.

 "Несмотря на то, что определены целевые показатели реформы контрольно-надзорной деятельности и приняты всевозможные дорожные карты по их достижению всё чаще деловое сообщество и эксперты отмечают, что бизнес не видит существенных перемен в фактическом отношении проверяющего к проверяемому", – констатировала Елена Николаевна

По результатам анкетирования о состоянии административной среды в России, которое проводится ежегодно среди собственников и руководителей средних и малых компаний, по итогам 2017 года 83 процента опрошенных считали, что административная нагрузка на их бизнес за последний год увеличилась либо осталась прежней.

По мнению трети опрошенных предпринимателей, основной мотивацией большинства инспекторов, которые приходили на проверки, являлось лишь формальное выполнение должностных обязанностей, а не фактическое предотвращение причинения вреда охраняемым законом ценностям.

За последние три года складывается следующая динамика жалоб на проверки к Уполномоченному:

– перед началом реформы в 2016 году жалобы на проверки занимали 1 место и составляли 18 процентов от общего количества жалоб;

– в 2017 году число таких жалоб снизилось вдвое и составило 9 процентов, заняв четвертое место, уступив по степени конфликтности таким сферам, как закупки, налоговой контроль, действия правоохранительных органов;

– в 2018 году число жалоб на проверки снова возросло и по итогам 9 месяцев составляет почти 14 процентов.

Почему же бизнес без оптимизма оценивает ход реформы? Уполномоченный назвал причины, которые, по его мнению, несмотря на все принимаемые меры по-прежнему являются основаниями для конфликтов в отношениях власти и бизнеса.

Во-первых, при общем снижении количества плановых проверок реальная проверочная нагрузка на бизнес не снижается.

Это происходит потому, что оснований для внеплановых проверок огромное множество, и их число увеличивается. Многие внеплановые проверки не подлежат согласованию с органами прокуратуры, не вносятся в обязательном порядке в Единый реестр проверок. Это проверки налоговых органов, проверки в рамках банковского и страхового надзора, так называемые "профилактические мероприятия" в формате мониторингов, административные расследования и прокурорские проверки.

Например, в конце сентября к Уполномоченному поступило обращение от одного из крупнейших переработчиков молока в Свердловской области, где приводится информация, что в период с 2016 года по сентябрь 2018 года на предприятии разными контрольно-надзорными органами было проведено 8 внеплановых проверок общей продолжительностью более 10 месяцев. При этом по всем завершившимся проверкам все замечания предпринимателем были устранены в установленные законом сроки. 

Во-вторых, часто предприниматели испытывают затруднения с получением информации об основаниях проведения в отношении них внеплановой проверки, так как их существенная доля проводится в связи с приказом руководителя контрольно-надзорного органа, изданного по поручениям высшего руководства страны. Такие проверки являются внеплановыми массовыми, но без понятных критериев отбора на местах подпадающих под проверку предприятий. При этом часто в открытом доступе не найти документов, которые стали основанием для проведения контрольно-надзорных мероприятий.

Но всё же главной причиной критического отношения бизнеса к результатам реформы контрольно-надзорной деятельности является количество и качество обязательных требований и ограничений во всех сферах предпринимательства.

По оценкам экспертов федерального бизнес-омбудсмена Б.Ю. Титова в России на сегодня действует не менее 2 миллионов обязательных требований и ограничений во всех сферах предпринимательской деятельности. Многие из них нужно оценить на предмет актуальности, исключения дублирующихся, технологически и морально устаревших.

Согласно целевым показателям реформы к концу 2019 года:

– доля видов контроля и надзора, по которым актуализированы обязательные требования, должна составить 60 процентов;

– а там, где используются проверочные листы, актуализация обязательных требований должна быть 100-процентной.

Актуализация обязательных требований должна проводиться по принципу "вводя одно новое требование, отменяй два старых".

Есть опасения, что текущая скорость актуализации не приведет к достижению закрепленных целевых показателей.

А ведь с 2018 года уже 11 органов федерального контроля и надзора применяют при проведении плановых проверок 31 проверочный лист.

Эти проверочные листы подготовлены на основании действующих обязательных требований, "ревизия" которых практически не проведена.

Проверочные листы применяют МЧС России, Роспотребнадзор, Роструд, Ростехнадзор, Россельхознадзор. Количество поднадзорных субъектов этих ведомств значительное.

"Проведенный нами анализ проверочных листов Роспотребнадзора, уже законно применяемых с января 2018 года при плановых проверках объектов общественного питания, показывает, что они, к сожалению, не обеспечивают прозрачности проверки. Наша рабочая группа с участием предпринимателей из сферы общественного питания и представителей контрольно-надзорных органов, пришла к выводу, что действующие чек-листы не в полной мере отвечают задачам внедрения риск-ориентированного подхода; требования, включенные в них, не учитывают современные технологии и многоформатность предприятий общественного питания", – отметила Елена Николаевна.

Из 93 параметров проверки, приведенных в чек-листах, по мнению членов рабочей группы, только 36 безусловно выполнимы. Остальные требуют исключения либо уточнения (например, 7 проверочных параметров дублируются внутри самого чек-листа).

Предложения о корректировке этих чек-листов нами направлены в уполномоченные органы и федеральному бизнес-омбудсмену.

В заключении своего выступления, говоря о роли экспертного и предпринимательского сообщества в реализации реформы контрольно-надзорной деятельности, Е.Н. Артюх отметила, что считает важным инструментом профилактики правонарушений и обеспечения диалога проверяемых и проверяющих – это публичные обсуждения правоприменительной практики.

"Необходимо, чтобы контрольно-надзорные органы подходили к их проведению не как к дополнительному обременению для себя, а рассматривали подобные обсуждения как дополнительную возможность "снять" напряжение по отдельным вопросам взаимодействия.

Экспертному сообществу, бизнес-объединениям, предпринимателям необходимо принимать активное участие в формировании повестки данных обсуждений, задавать вопросы, направленные на прояснение правоприменительной практики, на её корректировку при необходимости. Также деловые объединения могли бы активнее пропагандировать среди членов своих организаций эти публичные обсуждения" – высказал свои предложения Уполномоченный.

В качестве примера Е.Н. Артюх привела интересный опыт Архангельской области, где объединены публичные слушания по смежным видам контроля, в том числе федерального и регионального, с организацией Единого дня публичных обсуждений правоприменительной практики контрольно-надзорных органов: "Полагаю, это было бы полезно попробовать внедрить и у нас для повышения эффективности диалога бизнеса и проверяющих органов".

Полный текст выступления Уполномоченного размещен здесь.

Об актуальных вопросах реформирования контрольно-надзорной деятельности и проблемах межведомственного взаимодействия рассказали руководители и представители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти: Главного управления МВД России по Свердловской области, Главного управления МЧС России по Свердловской области, Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, Уральского управления Ростехнадзора, а также Министерства экономики и территориального развития Свердловской области, прокуратуры Свердловской области, Общественной палаты Свердловской области, Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей, Уральской торгово-промышленной палаты.

Назад к спискуНазад к списку


 
 
Закрыть слой Закрыть

Ссылки на сайты