Следить за новостями:

29 ноября 2018

Проблемы в сфере перевозок грузов автомобильным транспортом обсудили на форуме "TransUral"


.

27–29 ноября 2018 года в Свердловской области при поддержке Правительства Свердловской области в МВЦ "Екатеринбург–ЭКСПО" проходит IV ежегодная выставка-форум транспортно-логистических услуг и технологий "TransUral".

По приглашению Министра транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области В.В. Старкова бизнес-омбудсмен Е.Н. Артюх 28 ноября 2018 года приняла участие в панельной дискуссии "Грузовые перевозки автомобильным транспортом" с выступлением на тему: "Правоприменительная практика Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области в сфере перевозок грузов автомобильным транспортом".

Модераторами мероприятия стали:

– А.М. Салаутин, руководитель филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков по Уральскому федеральному округу;

– П.В. Воротков, советник президента Уральской торгово-промышленной палаты.

Начиная с 2016 года, субъекты Российской Федерации получили право оборудовать автомобильные дороги регионального значения автоматическими пунктами весогабаритного контроля транспортных средств (АПВГК).

Главная цель такого контроля по федеральному законодательству –обеспечение сохранности автомобильных дорог и повышение транспортной безопасности.

Свердловская область включилась в этот масштабный проект, и в ноябре 2017 года были введены в эксплуатацию три автоматических пункта:

1. На 22 км автодороги Екатеринбург – Реж – Алапаевск;

2. На 155 км автодороги Екатеринбург – Нижний Тагил;

3. На 346 км автодороги Екатеринбург – Нижний Тагил – Серов.

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области планирует организовать еще 15 пунктов.

Одновременно с предоставлением регионам права по организации автоматических весогабаритных пунктов в Кодекс об административных правонарушениях введен особый порядок применения административной ответственности, если нарушение весогабаритных параметров транспортного средства фиксируется автоматическим комплексом. В этом случае ответственность несет собственник или владелец транспортного средства, а минимальный размер штрафа составляет 150 тыс. рублей.

"Начиная с февраля 2018 года, от предпринимателей, осуществляющих грузоперевозки, и отраслевых объединений перевозчиков ко мне стала поступать информация относительно некорректной работы АПВГК в Свердловской области и существенных рисках необоснованного привлечения грузоперевозчиков к административной ответственности за нарушения весогабаритных параметров транспортных средств.

Грузоперевозчики сообщали, что в отношении одних и тех же транспортных средств за один рейс проходящих взвешивание на нескольких автоматических пунктах весогабаритного контроля могут поступать разные данные измерений. Эти данные также значительно отличались от результатов предрейсового взвешивания автотранспортных средств на поверенных весах в статике. При этом вес груза в течение рейса никак не менялся", – рассказал Уполномоченный.

На момент ввода в эксплуатацию автоматические пункты не информировали о предстоящем весогабаритном контроле. До сих пор они не оборудованы информационными табло после прохождения контроля, нет площадок для устранения перегруза. Перевозчики, фактически, лишены возможности принять хоть какие-то меры по устранению выявленных нарушений непосредственно после их фиксации на АПВГК. При такой организации работы главная цель весогабаритного контроля – обеспечение сохранности и безопасности автомобильных дорог не достигается.

Для выработки решений по защите прав добросовестных перевозчиков при Уполномоченном была создана рабочая группа по проблемам организации весогабаритного контроля. Состав рабочей группы можно посмотреть в презентации к выступлению Уполномоченного.

В рамках деятельности рабочей группы и работы с жалобами Уполномоченным была получена следующая информация.

В связи с жалобами в июне Уральским Управлением Росстандарта была проведена внеплановая проверка ГКУ СО "Управление автодорог" в отношении двух АПВГК, размещенных на 155.472 и 346.124 километрах автодороги Екатеринбург – Нижний Тагил – Серов, и на обоих были выявлены нарушения требований Федерального закона "Об обеспечении единства измерений".

Согласно информации, представленной Управлением ГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области, на основании полученных с автоматических пунктов весогабаритного контроля данных в период с ноября 2017 года по сентябрь 2018 года было вынесено 1935 постановлений по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.21.1 КоАП, на сумму 495 600 тыс. рублей. Примерно 400 постановлений вынесено в период работы АПВГК с выявленными Управлением Росстандарта нарушениями.

При этом важно учитывать, существующий режим работы автоматических пунктов весогабаритного контроля в Свердловской области, а именно:

отсутствие до недавнего времени информационных щитов о предстоящих измерениях;

отсутствие надлежащего оповещения водителей непосредственного после контрольного взвешивания на АПВГК;

отсутствие возможности провести контрольное взвешивание, если перевозчик не согласен с фиксацией превышения допустимых параметров, –

собственник или владелец транспортных средств узнает о нарушениях допустимых весогабаритных параметров транспортного средства только по факту получения постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.21.1 КоАП.

Таким образом, у перевозчиков возникают серьезные затруднения при реализации своего права на обжалование указанных постановлений. Они, фактически, не имеют возможности доказать отсутствие события административного правонарушения, а также свою невиновность, что создает существенные риски незаконного привлечения к административной ответственности.

Организованное Управлением автомобильных дорог информирование о результатах весогабаритного контроля на АПВГК путем оповещения водителей через SMS-уведомления или посредством электронной почты данного затруднения не снимает, поскольку эти уведомления:

не позволяют водителю (собственнику) транспортного средства получить оперативную информацию о возможных превышениях допустимых параметров; несмотря на декларируемые 4–6 мин, sms-уведомление приходят зачастую существенно позже (есть случаи и через 4 часа и через двое суток);

это исключает оперативное устранение выявленных нарушений; а значит не прекращается разрушительное воздействие на дороги;

 по мнению водителей, sms-информирование является недопустимыми с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения.

Собранная Уполномоченным информация свидетельствовала о грубом и массовом нарушении прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении автоматического весогабаритного контроля на автомобильных дорогах регионального значения. Поэтому было принято решение о подготовке Специального доклада Уполномоченного.

"В процессе работы над спецдокладом мной направлялась информация председателю Свердловского областного суда о выявленных периодах некорректной работы АПВГК для того, чтобы при обжаловании перевозчиками постановлений о штрафах суды располагали достоверной информаций и принимали законные и обоснованные решения", – отметила Е.Н. Артюх.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области озвучил несколько ключевых предложений, которые были включены в спецдоклад:

1) необходимо внести изменения в федеральное законодательство:

– относительно установления для собственников и владельцев транспортных средств размера административного штрафа при автоматической       фиксации нарушения такого же, как за фиксацию "вручную" (сейчас он больше на 50 тыс. рублей);

– введение нормы о неприменении административного наказания за незначительное превышение установленных допустимых весогабаритных параметров транспортных средств (такой подход был закреплен в КоАП в редакции от 06.11.2011);

– по мнению грузоперевозчиков, необходимо перенести акцент ответственности на грузоотправителей, т.к., зачастую перевозчики лишены возможности контролировать загрузку, а иногда получают документы с недостоверным указанием массы груза. Полагаю уже сегодня эти риски добросовестные перевозчики могут хотя бы отчасти компенсировать через установление договорной условно–"регрессной" ответственности грузоотправителя в случае уплаты штрафом за перегруз перевозчиком;

Кроме того, требуются уточнения Приказа Минтранса России № 119 на предмет:

– определения требований к техническим средствам, с использованием которых осуществляется информирование водителя или собственника транспортного средства о превышении допустимых весогабаритных параметров,

– расстояний от АПВГК для установления указанных технических средств, 

– закрепления требований к формату и установке предупреждающих знаков (информационных табло) о приближении к АПВГК"

– закрепления обязанности организовать возможность устранения перегруза с контрольным взвешиванием.

2) уполномоченным органам принять меры к отмене вынесенных постановлений о привлечении собственников транспортных средств к административной ответственности за период, когда были выявлены нарушения в работе АПВГК, и возврату излишне уплаченных штрафов.

3) исключить практику SMS-информирования о выявленных с применением АПВГК нарушениях и оборудовать их информационными табло, отражающими результаты весогабаритного контроля сразу после его прохождения, а также площадками для обеспечения возможности устранения перегруза.

Елена Николаевна рассказала о проведении опроса среди водителей –международников, прошедших обучение по программе Минтранса в УГЛТУ: были опрошены 62 водителя грузовых автотранспортных средств. 

Более 75 % водителей ответили, что они испытывают затруднения с получением sms-уведомлений о результатах взвешивания на АПВГК: из-за неустойчивой мобильной связи на трассе или необходимости останавливаться на необорудованном для стоянки машин месте, что влияет на безопасность дорожного движения.

Абсолютно все водители отметили, что наиболее удобным и правильным для обеспечения безопасности дорожного движения и сохранности дорог является информирование о результатах взвешивания на АПВГК через электронное табло, размещенное от контрольной рамки на расстоянии от 100 до 1000 метров. Все также считают необходимым в непосредственной близости от АПВГК размещение площадки для съезда с проезжей части дороги с целью устранения выявленных в автоматическом режиме нарушений весогабаритных параметров транспортных средств. 

Тем более, что такой способ информирования и площадки уже успешно опробованы в Псковской области, Республике Коми, Вологодской, Калининградской и Челябинской областях.

Заслуживают внимания ответы водителей-международников относительно причин перегруза. Это три группы ответов:

– плохие дороги и вынужденное экстренное торможение, как причина смещения груза и превышения допустимой нагрузки на ось;

– погодные условия зимой (налипание до тонны снега и намерзание льда);

– в отдельных случаях прямо указана "жадность" перевозчика или грузоотправителя. Но это самый редкий вариант ответа в опрошенных группах.

4) организовать при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области соответствующую рабочую группу и провести выездное комиссионное контрольное взвешивание на АПВГК в Свердловской области.

На данный момент из всех предложенных мер реализованы:

– на АПВГК были проведены работы по устранению выявленных в рамках внеплановой проверки технических нарушении;

– проведено контрольное комиссионное взвешивание; правда, не с полной загрузкой автомобилей;

– АПВГК теперь оборудованы информационными табло о предстоящем весогабаритном контроле;

– региональному Министерству транспорта и дорожного хозяйства поручено изучить опыт других регионов по установке информационных табло.

Сейчас в Государственной Думе первое чтение прошел законопроект, который вносит очередные уточнения в порядок организации весогабаритного контроля транспортных средств. Он, к сожалению, не учитывает все параметры, чтобы снять риски грузоперевозчиков и обеспечить главную цель весогабаритного контроля – сохранность автомобильных дорог.

Поэтому в ближайшее время Уполномоченным предложения по изменению федерального законодательства будут направлены:

– Уполномоченному по защите прав предпринимателей при Президенте Российской Федерации;

– депутатам Государственной Думы Российской Федерации, избранным от Свердловской области и председателю профильного Комитета Государственной Думы Российской Федерации Е.С. Москвичеву;

– в Министерство транспорта Российской Федерации.

Уполномоченный обозначил ещё одну проблему, заслуживающую внимания: добросовестные перевозчики говорят о том, что бывают неконкурентоспособны в сравнении с недобросовестными, которым нет эффективного противодействия и пресечения правонарушений, когда они проезжают "рамки" с заведомо нечитаемыми номерами и явно перегруженные в темное время суток.

Кроме того, есть проблема с распознаванием номеров иностранных транспортных средств на АПВГК.

"А вообще, коллеги, понять сложно: в Российской Федерации произведенные и сертифицированные по Российским законам автомобильные ёмкости для грузов (условные ТОННАРЫ) устанавливаются на разрешенные к эксплуатации в России автомобили, едут по Российским дорогам, взвешиваются на произведенных и поверенных в России весах и по Российским правилам перевозчики …оказываются нарушителями. Вот где системная проблема!

Надеюсь, что подобные обсуждения и объединение усилий позволят защитить добросовестный бизнес и обеспечить фактическое достижение целей весогабаритного контроля – сохранение и безопасность наших региональных дорог", – завершила выступление Е.Н. Артюх.

        

Также в ходе дискуссии были рассмотрены следующие вопросы:

– перевозка железнодорожных универсальных контейнеров, как составляющая мультимодальной перевозки грузов, проблемы и пути решения;

– экспорт/импорт автотранспортных услуг: Китай, Монголия – Тихоокеанское побережье;

– подготовка кадров для транспортной отрасли в современных условиях, развитие квалификационных требований.

– итоги работы системы "Платон".

Спикерами дискуссии стали:

– начальник Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта И.В. Бородулин;

– заместитель Министра транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Д.Н. Чегаев;

– начальник управления ГИБДД ГУВД МВД РФ по Свердловской области, А.Ю. Кисляков;

– руководители и представители компаний-перевозчиков и их объединений.

Назад к спискуНазад к списку


 
 
Закрыть слой Закрыть

Ссылки на сайты