Следить за новостями:

28 июня 2021

Свердловский уполномоченный Елена Артюх предложила усовершенствовать ПСН


.

25 июня 2021 года Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области Е.Н. Артюх участвовала в межрегиональном совещании региональных бизнес-омбудсменов в г. Казани под руководством Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титова, где озвучила предложения по совершенствованию патентной системы налогообложения (презентация выступления).

Напомним, в связи с истечением сроков действия ЕНВД с 2021 года существенная часть субъектов малого и среднего предпринимательства была вынуждена перейти на патентную систему налогообложения (ПСН).

«По данным налоговых органов, только в Свердловской области по состоянию на 23 июня 2021 года число плательщиков ПСН составляет более 37 тыс., а в РФ это более 360 тыс. налогоплательщиков.

Несмотря на внесенные изменения в федеральное законодательство, направленные на расширения возможностей по применению ПСН, до сих пор не решены некоторые вопросы», – отметила Е.Н. Артюх и назвала основные затруднения предпринимателей при применении ПСН.

1. Неравные конкурентные условия для индивидуальных предпринимателей, реализующих маркируемые виды товаров, из-за закрепления в Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ) прямого ограничения по применению ПСН только в отношении розничной продажи трех видов маркируемых товаров: обувь, изделия из натурального меха и лекарственные средства.

В ноябре 2020 года федеральное законодательство расширило возможность применения патента и увеличило до 150 кв. м допустимую площадь торговых залов в розничной торговле. 

Однако указанная возможность фактически нивелирована для розничной торговли обувью, изделиями из натурального меха и лекарственными средствами.

Особенно остро данная проблема касается розничной торговли товарами легкой промышленности, принадлежащими к одной или родственным товарным группам (одежда и обувь) и универсальных магазинов в небольших муниципалитетах. Такие предприниматели были вынуждены либо переходить на УСН, либо совмещать ПСН с другими режимами налогообложения с ростом налоговой нагрузки и затрат на бухгалтерское обслуживание, административные риски (в части сдачи отчетности, осуществления налоговых расчетов). 

Предложение по решению проблемы:

Внести изменения в НК РФ (подпункт 1 пункта 3 статьи 346.43) и предоставить возможность применять ПСН в отношении розничной торговли всеми видами маркируемых товаров, не исключая обувь, изделия из натурального меха и лекарственных средств.

По информации, озвученной Минпромторгом Российской Федерации на состоявшемся с бизнес-омбудсменами в ноябре 2020 года вебинаре, ведомство поддерживает данное предложение и полагает, что оно отвечает задачам «бесшовного» перехода с ЕНВД на ПСН.

2. Отсутствие единства подходов в правоприменительной практике налоговых органов к порядку уплаты и расчету суммы вычетов уплаченных предпринимателями страховых взносов в ситуациях, когда они приобретают несколько патентов и совмещают ПСН с другими режимами налогообложения, если по одному из видов деятельности у них нет наемных работников.

С 2021 года плательщикам ПСН была предоставлена возможность уменьшать сумму налога на уплаченные ими страховые взносы. При этом, если у налогоплательщика есть наемные работники, то он может уменьшить сумму налога не более чем на 50 %, а если их нет – то на всю сумму уплаченных страховых взносов.

При применении ПСН сумма налога рассчитывается отдельно для каждого вида деятельности, в отношении которого она применяется. Поэтому при реализации нескольких видов деятельности (например, розничная торговля и доставка) предприниматель приобретает несколько патентов. По мнению налоговых органов (изложено в ряде ответов на запросы отдельных налогоплательщиков, бизнес-омбудсменов), если хотя бы по одному виду деятельности у предпринимателя есть наемные работники, то в отношении другого вида деятельности, где у предпринимателя наемных работников нет, сумму налога уменьшить на полную сумму уплаченных страховых взносов он не может. При этом для ситуаций, когда предприниматель совмещает ПСН, например, с УСН, применяется прямо противоположный подход со ссылкой на письмо Министерство финансов Российской Федерации от 25.02.2021 № 03-11-11/13087, в котором говорится, что если предприниматель совмещает УСН и ПСН и наемные работники у него только по деятельности, которая на УСН, он может уменьшить размер налога по патенту на всю сумму уплаченных им страховых взносов.

Предложение по решению проблемы:

Обратиться в Министерство финансов Российской Федерации за разъяснениями, что если предприниматель применяет ПСН в отношении нескольких видов деятельности и по одному из них у него нет наемных работников, то в отношении последнего налогоплательщик может уменьшить размер подлежащего уплате налога на всю сумму уплаченных им страховых взносов «за себя».

То есть применять, фактически, такой же подход как для ситуаций, когда налогоплательщик совмещает ПСН с другими режимами налогообложения.

3. Необходимость дополнительной территориальной дифференциации потенциально возможного к получению дохода (ПВД) при применении ПСН не только по муниципальным образованиям, но и внутри муниципальных территорий.

В НК РФ предусмотрена возможность дифференциации ПВД по муниципальным образованиям внутри субъекта РФ.

Но экономические условия предпринимательской деятельности могут существенно различаться не только между муниципалитетами, но и внутри них. Особенно, когда в состав крупных муниципальных образований входит и город, и сельские территории. Сейчас в НК РФ территориальной дифференциации ПВД внутри муниципалитета не предусмотрено.

Также в силу действующего порядка администрирования патентной системы при осуществлении предпринимателем деятельности в разных муниципальных образованиях необходимо приобретать несколько патентов.

Подобный подход существенно осложняет и администрирование, и не позволяет при расчете ПВД корректно учитывать социально-экономические условия осуществления предпринимательской деятельности в разных территориях.

Предложение по решению проблемы:

Внести изменения в НК РФ с целью обеспечения возможности дополнительной дифференциации ПВД не только по муниципальным образованиям, но и внутримуниципальным территориям. Закрепить при этом право оформлять только один патент.

4. Затруднения и риски индивидуальных предпринимателей, которые в рамках деятельности по патенту заключают договоры поставки.

В новой редакции НК РФ прямо указано, что ПСН не применяется в отношении оптовой торговли, а также торговли, осуществляемой по договорам поставки.

Признаки оптовой торговли приведены в Федеральном законе № 381-ФЗ, под ней понимается «вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием».

До января текущего года это ограничение тоже действовало, но в другой формулировке.

Принцип формирования перечня видов деятельности, где можно было применять ПСН был другой. Он носил закрытый характер, так как субъектам Российской Федерации не было предоставлено право его расширять. Оптовой торговли и торговли, осуществляемой по договорам поставки, в нем не было. 

При этом торговля по договорам поставки, равно как и оптовая торговля могут быть частью технологического процесса, связанного с реализацией предпринимательской деятельности, для которой можно применять патент.

Например, согласно НК РФ ПСН может применяться в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по сбору, обработке и утилизации отходов, а также обработке вторичного сырья.

Этапами реализации названного вида деятельности может являться частичная передача собранного вторсырья по договорам поставки другой организации для более глубокой очистки или реализация по договорам купли-продажи не востребованного сырья хозяйствующим субъектам, занимающимся утилизацией.

По старой редакции НК РФ Минфин РФ при ответе на вопросы о порядке применения ПСН при осуществлении деятельности по сбору, обработке, утилизации и переработке отходов, а также продажи принятого и обработанного вторичного сырья, придерживалось позиции, что индивидуальный предприниматель «в отношении указанного вида деятельности, а также в отношении доходов от продажи принятого и обработанного вторичного сырья вправе применять ПСН» (такая позиция была изложена, например, в письме Министерства финансов Российской Федерации от 07.06.2019 № 03-11-11/41980).

Но, учитывая действующую редакцию НК РФ, в которой установлен прямой запрет на применение ПСН для оптовой торговли, а также торговли по договорам поставки, налоговые органы на местах дают разъяснения, что налогоплательщики, оказывающие услуги по переработке вторичного сырья и реализующие в рамках этой деятельности его частичную передачу по договорам поставки для более глубокой очистки и / или реализацию по договорам купли-продажи не востребованного сырья для утилизации, не могут применять ПСН или должны совмещать его с другими режимами налогообложения.

Возможные решения проблемы:

1. Внести изменения в НК РФ, указав что закрепленное в нем ограничение по применению ПСН для оптовой торговли и торговли по договорам поставки не действует в отношении ситуаций, когда такая реализация является, по сути, одним из этапов технологического процесса в рамках деятельности по патенту. 

2. Дать со стороны Министерства финансов РФ разъяснения, что для приведенных ситуаций можно применять ПСН, в том числе, при осуществлении деятельности по сбору, обработке, утилизации, переработке отходов, и при продаже (поставке) принятого и обработанного вторичного сырья. Как это и было до 2021 года.

5. Установленные в налоговом законодательстве для плательщиков патента ограничения по объемам выручки и численности занятых сотрудников.

Сейчас нельзя применять патент, если по всем видам деятельности, где ИП применяет патент:
– численность занятых превысит 15 человек;
– доходы – 60 млн. рублей;

Эти параметры были определены еще на момент введения ПСН в 2012 году и с тех пор не менялись.

В то время как критерии по выручки:
–  для МСП в 2015 году были увеличены вдвое;
– по УСН в 2020 году со 150 млн. до 200 млн.

При внесении изменений в НК РФ по патенту осенью прошлого года вопрос об увеличении лимитов по численности и выручке по нему обсуждался, было письмо и от федерального Уполномоченного Председателю Правительства РФ, но мнение предпринимательского сообщества так и не было учтено.

Для целей обеспечения «бесшовного» перехода с ЕНВД на ПСН необходимо вернуться к вопросам по увеличению установленных лимитов.

Возможное решение:

Внести изменения в НК РФ, увеличив вдвое предельные показатели по занятым и объему выручке для плательщиков ПСН.

Закрепить, что патент можно применять с:
– численностью занятых до 30 человек;
– объемом доходов – 120 млн. рублей.

Назад к спискуНазад к списку

 

 
 
Закрыть слой Закрыть

Ссылки на сайты