Следить за новостями:

1 июля 2021

Уполномоченный Елена Артюх обозначила затруднения предпринимателей в случае возможного введения обязательной вакцинации от COVID-19


.

1 июля 2021 года Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области Е.Н. Артюх участвовала в совещании, посвященном вопросу «О возможности введения в Свердловской области дополнительных мер в условиях распространения новой коронавирусной инфекции».

Организатор совещания – Министерство инвестиций и развития Свердловской области, участниками стали: Министр инвестиций и развития Свердловской области В.В. Казакова, президент некоммерческой организации «Союз операторов фитнес-индустрии Свердловской области», Общественный помощник Уполномоченного, осуществляющий экспертное содействие Уполномоченному в сфере фитнес-индустрии, Р.Р. Вальчук, президент некоммерческого партнерства «Клуб отельеров» И.Л. Домина, представитель некоммерческой организации «Уральский Союз Туриндустрии» О.Т. Ергунова, вице-президент некоммерческой организации «Ассоциация кулинаров и рестораторов Свердловской области» О.Ю. Пономарев, генеральный директор федеральной сети фитнес-центров «Bright Fit» А.Я. Романов, директор общества с ограниченной ответственностью «Арт-Холдинг «Ангажемент» Т.И. Самойлова, региональный представитель Ассоциации предпринимателей индустрии красоты, общественный помощник Уполномоченного, осуществляющий экспертное содействие Уполномоченному в сфере индустрии красоты, Ю.Г. Силина, заместитель директора Союза автотранспортных предпринимателей Свердловской области А.В. Серебренников.

 

В начале выступления Елена Николаевна Артюх отметила, что на сегодня в целом ряде регионов принято решение о проведении обязательной вакцинации отдельных категорий сотрудников, в Бурятии введен локдаун. Это крайне неблагоприятно сказывается на многих сферах деятельности МСП, особенно в сфере общественного питания.

В Свердловской области возможность принятия такого решения была обозначена 22 июня на заседании штаба по противодействию распространения ковид и на брифинге Губернатора Свердловской области.

Предприниматели уже проводят активную разъяснительную работу по вопросу вакцинации со своими сотрудниками и стараются содействовать ее организации. Однако имеющийся дефицит вакцин и значительные очереди в прививочных пунктах замедляют ход прививочной кампании.

«Опыт других регионов и текущая ситуация с вакцинированием в Свердловской области показывает, что в случае введения требования об обязательном ее проведении в нашем регионе и у работодателей, и у работников может возникнуть целый ряд затруднений, которые сделают это требование неисполнимым, приведут к организационным, административным рискам и издержкам для бизнеса. А главное – к теневизации тех услуг, на которые есть высокий спрос, но которые невозможно будет оказывать легально. В этом случае ни о каком контроле и соблюдение санэпидрежима говорить не приходится», – подчеркнул Уполномоченный.

Первое и ключевое затруднение – это отсутствие возможности на сегодня выполнить требование об обязательной вакцинации против COVID-19 работников: нехватка необходимого количества вакцин, пунктов вакцинации, понимания, куда необходимо обратиться для коллективного направления сотрудников прививаться или пригласить медиков к себе в организацию.

Для предприятий, сотрудники которых обязаны будут пройти вакцинацию, со стороны органов власти должны быть обеспечены все необходимые для этого организационные условия: работа на них мобильных пунктов вакцинации, а возможно и приоритетное вакцинирование при наличии дефицита и т.п.

Во-вторых, не понятен порядок расчета целевого процента провакцинированных сотрудников и учета в нем тех, кто:

– имеют медицинские противопоказания к вакцинации против новой коронавирусной инфекции;

– являются штатными сотрудниками, но по объективным причинам не осуществляют трудовую функцию (например, находятся в отпуске по беременности и родам и / или в отпуске по уходу за ребенком);

– у кого есть необходимый уровень антител к новой коронавирусной инфекции;

– осуществляют свою трудовую функцию в территориальных подразделениях организации в других регионах.

Должен быть установлен четкий порядок расчета целевого показателя провакцинированных работников и указаны категории работников, которые в нем учитываться не должны.

В-третьих, одним из наиболее острых вопросов является порядок прохождения вакцинации против COVID-19 работниками, не являющимися гражданами Российской Федерации.

Единой официальной позиции по данному вопросу уполномоченных органов публичной власти нет. При этом работодатели уже столкнулись с фактами отказа в прохождении вакцинации против новой коронавирусной инфекции в медицинских организациях, участвующих в программах ОМС.

Эта проблема обозначается и на федеральном уровне. 26 июня Главой государства была поставлена задача Правительству РФ в срок до 15 июля организовать вакцинацию иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в России по трудовому договору, определить источники финансирования соответствующих мероприятий (это закреплено в перечне поручений перечне поручений по итогам Петербургского международного экономического форума). Но, пока вопрос окончательно не решен, вводить требования об обязательной вакцинации в сферах, где значительное число занятых иностранных работников нельзя! Данная проблема особенно актуальна для сферы услуг общественного питания, где число занятых сотрудников, не являющихся гражданами Российской Федерации, может достигать 50 %.

Следующий вопрос, который нужно учесть, связан с порядком отстранения работников, которые не прошли вакцинацию.

В трудовом законодательстве на сегодня четко определен порядок отстранения только тех, кто отказывается проходить обязательную вакцинацию в отсутствие медицинских противопоказаний: они должны быть отстранены от работы без сохранения заработной платы и могут быть снова допущены к работе после прохождения вакцинации.

Но не ясно, как поступать с теми, кто не прошел вакцинацию по не зависящим от них причинам и / или имеют медицинские противопоказания.

Свердловский бизнес-омбудсмен направил запрос в Госинспекцию труда Свердловской области и региональное отделение Фонда соцстрахования. Ответ поступил пока только от Фонда соцстрахования и в нем указано, что если в нормативных правовых актах, устанавливающих обязательность вакцинации, не будет прямо закреплено, что не прошедшие ее по медицинским показаниям подлежат отстранению от работы (то есть, по сути, должны быть на «карантине»), то лист временной нетрудоспособности им выдан не будет. С учетом сказанного только режим обязательной вакцинации, введенный по специальным правилам, защищает работников и работодателей.

Не понятно также, с какого момента работник считается провакцинированным (введение первого компонента означает, что он уже прошел вакцинацию?), есть ли срок действия сертификатов о вакцинации, если да, то какой.

По мнению Е.Н. Артюх, все данные затруднения должны быть учтены и урегулированы в нормативном правовом акте о введении на территории Свердловской области обязательной вакцинации для отдельных категорий работников, если такой акт будет все-таки подготовлен. Кроме того, возможно потребуются разъяснения его применения от Управления Роспотребнадзора по Свердловской области и профильных министерств по сферам предпринимательской деятельности.

Еще одно опасение бизнеса нашего региона ­­­– это ограничение доступа к услугам потребителей, не прошедших вакцинацию.

Услуги в сфере индустрии гостеприимства, общественного питания, индустрии красоты, фитнесса, пассажирских перевозок общественным транспортом и т.п. являются публичными услугами. В числе их потребителей не только жители Свердловской области. Ограничение доступа к этим услугам из-за отсутствия вакцинации может стать ударом для указанных сфер.

 Во-первых, принятие таких мер дискриминирует не прошедших обязательную вакцинацию потребителей (в том числе, имеющих «мед.отводы», приезжающих в Свердловскую область (в командировку, с целью туризма и т.п.), несовершеннолетних).

Во-вторых, абсолютно не понятен механизм поведения сотрудников предприятий сферы услуг в ситуациях, когда потребитель отказывается предъявлять документы (QR-коды), подтверждающие прохождение вакцинации. Фактически, на сотрудников предприятий сферы услуг перекладываются функции по обеспечению государственного контроля соблюдения обязательных требований и обеспечения правопорядка в отсутствие предусмотренных законом полномочий принимать меры по пресечению указанных нарушений. 

Помимо этого, предприятия сферы общепита в Москве уже указали, что введение QR-кодов привело к снижению их посещений на 90 %, а также возникала проблема с поддельными сертификатами о вакцинации и QR-кодами. Уже не говоря о теневизации рынка при наличии высокого спроса.

Если все-таки требование об обязательной вакцинации против COVID-19 в Свердловской области будет введено, а тем более, если будет установлено ограничение на оказание услуг не вакцинированным потребителям, то необходимо прорабатывать комплекс мер поддержи бизнеса.

Федеральным бизнес-омбудсменом Б.Ю. Титовым в специальном докладе Главе государства по состоянию в текущей ситуации сектора МСП сформулирован ряд предложений по решениям проблем МСП на федеральном уровне, в том числе:

– продление моратория на проверки до 2022 года включительно;

­– введение моратория по всем регионам на повышение кадастровой стоимости на 2020–2022 годы;

­– заморозка роста тарифов на коммунальные услуги для предприятий МСП до 2023 года;

– компенсация компаниям МСП тестов на антитела и тестов ПЦР, а также продление компенсационной меры на приобретение средств индивидуальной защиты;

– расширение работы мобильных пунктов вакцинации на предприятиях;

– если объявлен локдаун / каникулы / длинные выходные, то оплата простоя или больничных для сотрудников — за счет государства, 100 %, напрямую, минуя работодателя. То же должно работать и при обязательной вакцинации при наличии противопоказаний – оплата больничного с первого дня за счет ФСС.

Если не будет решения на федеральном уровне, то вопрос компенсации затрат на средства индивидуальной защиты, требуемые медицинские анализы (тесты ПЦР, на антитела и т.п.) необходимо решать на региональном уровне.

Помимо этого, на региональном уровне нужно будет решать вопрос с компенсацией затрат на содержание объектов недвижимости, используемых предпринимателями для оказания услуг:

­– об освобождении или существенном снижении арендной платы, предоставлении права расторгнуть договор аренды со стороны арендатора без штрафов, запрете штрафных неустоек за нарушения условий договора аренды во время ограничений (например, в сфере фитнес-индустрии большинство объектов значительной площади находятся в аренде);

­– предоставление налоговых льгот по имущественным налогам;

­– компенсация затрат на коммунальные услуги;

– крайне необходимо стимулирование предприятий с высоким уровнем привитых, в том числе освобождение от ношения масок и перчаток, иное.

– а вообще требуется стимулирование и поощрение вакцинации не столько бизнеса, сколько граждан-жителей нашей области – предлагается подумать над государственными бонусами для них.

«Самое главное в случае введения обязательного требования о вакцинации обеспечить все необходимые условия для его исполнения и предупредить спорные ситуации, которые могут возникнуть в отношениях хозяйствующих субъектов с контрольно-надзорными органами, работниками, потребителями, привести к необоснованным административным и организационным рискам для них», – завершила выступление Е.Н. Артюх.

Назад к спискуНазад к списку

 

 
 
Закрыть слой Закрыть

Ссылки на сайты