1 июня 2021

Совет по развитию малого и среднего предпринимательства в Свердловской области будет работать по-новому


.

Совет по развитию малого и среднего предпринимательства в Свердловской области собрался 31 мая 2021 года в новом составе. Отметим также нововведения, касающиеся порядка формирования и работы совета. Так, к традиционным основным задачам:

«1) привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к выработке и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;

2) выдвижение и поддержка инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе касающихся вопросов оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;

3) проведение общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов Свердловской области, регулирующих отношения в сфере развития малого и среднего предпринимательства, в том числе государственных программ (подпрограмм) Свердловской области, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства;

4) выработка рекомендаций исполнительным органам государственной власти Свердловской области и органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, при определении приоритетов в сфере развития малого и среднего предпринимательства;

5) привлечение граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся реализации права граждан на предпринимательскую деятельность, и выработка по данным вопросам рекомендаций;

6) разработка предложений по вопросам оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на основе анализа эффективности мероприятий по оказанию имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, реализуемых исполнительными органами государственной власти Свердловской области и органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области;»

добавилась новая:

«7) рассмотрение докладов Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области.».

Также предусмотрена возможность формировать экспертные и рабочие группы, временные комиссии для проработки актуальных вопросов бизнеса; очень важное нововведение – обязательность решений совета как для его членов, так и для исполнительных органов государственной власти.

Возглавляет совет Первый Заместитель Губернатора Свердловской области Александр Геннадьевич Высокинский, заместитель – Министр инвестиций и развития Свердловской области Виктория Владимировна Казакова.

На первом заседании определился второй заместитель председателя совета,  им, по предложению
А.Г. Высокинского, единогласно была избрана Елена Николаевна Артюх, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области.

В соответствии с утвержденной повесткой Елена Николаевна Артюх выступила с докладом «Об актуальных итогах деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области в 2020 году, условиях ведения бизнеса, актуальных проблемах и предложениях по улучшению правового положения субъектов предпринимательской деятельности, направленных от Свердловской области  к включению в Доклад Президенту Российской Федерации в 2021 году» (презентация здесь).

В начале выступления бизнес-омбудсмен отметила, что на Всероссийской конференции уполномоченных по защите прав предпринимателей, которую проводил федеральный бизнес-омбудсмен Титов Б.Ю. (23-25 мая), где подводились итоги года и участникам были представлены некоторые разделы его доклада Главе государства, были приведены следующие данные.

По результатам майского 2021 года опроса предпринимателей, проведенного Федеральной службой охраны, в среднем по стране более 54% опрошенных предпринимателей доверяют региональным бизнес-уполномоченным, более 51% - доверяют федеральному бизнес омбудсмену.

При этом около 80% опрошенных предпринимателей и экспертов не считают ведение бизнеса в стране безопасным с точки зрения силового давления.

По результатам подготовленного Аппаратом федерального уполномоченного Индекса административного давления Свердловская область существенного улучшила свои позиции и переместилась с 48 места на 30-ое, индекс административного давления снизился  с 3,8 до 3,68 – что это хороший результат нашей общей работы и реализации реформы КНД в Свердловской области. 

В ближайшее время ожидается, что ежегодный доклад будет представлен федеральным бизнес-омбудсменом Президенту Российской Федерации.

Далее Елена Николаевна перешла к ситуации в Свердловской области.

Теперь о наших делах. В особенный для всех прошлый год государственные правозащитные задачи в Свердловской области решались в трех основных направлениях:
– защита индивидуального нарушенного права,
– просветительская деятельность,
– выработка предложений по системному улучшению правового положения субъектов предпринимательской деятельности.

Количество жалоб и обращений в прошлом году выросло почти в 3 раза
(2 484 против 908 в 2019 году).

Практически половина (48,7%) всех обращений 2020 года была обусловлена пандемией – главным образом это были вопросы о запретах и ограничениях в деятельности; о возможности воспользоваться мерами поддержки.

Помимо «ковидной» тематики в прошлом году в числе лидеров проблемных сфер были:
взаимоотношения с силовыми органами;
налоговый контроль, налоги и налогообложение;
нестационарная торговля;
жалобы на проверки.

Структура обращений к Уполномоченному за 5 месяцев текущего года изменилась, бизнес беспокоит рост обращений от собственников и пользователей объектов недвижимости – строений и земли. Здесь жалобы
на необоснованный рост кадастровой стоимости и налогов, арендных платежей за землю, в том числе в связи с новым региональным регулированием. А ведь это важнейшие инвестиционные ресурсы, экономическая целесообразность создания и пользования которыми во многом определяет качество делового климата. Вообще впервые за семь лет работы земельные и имущественные вопросы вышли на первое место по проблематике, вытеснив жалобы на правоохранительные органы и проверки.  

Бизнес-омбудсмен предложил уполномоченным органам проанализировать правоприменительную, в том числе судебную практику, и по результатам оценить фактическое воздействие на бизнес, например постановления Правительства Свердловской области (от 20.02.2020 № 82-ПП) и приказа МУГИСО (от 26.12.2020 № 4365) по порядку определения и ставкам арендной платы.

Более половины жалоб в 2020 году (51,6%) завершились защитой прав предпринимателей непосредственно Уполномоченным или нами оказано содействие в восстановлении прав.

Приведу только некоторые цифры:
– на защищенных предприятиях работают более 2,5 тысяч человек;
их годовой оборот составляет более 833 млн. рублей;
– только несколькими из защищенных предприятий уплачиваются налоги и иные обязательные платежи на сумму более 127 млн. рублей в год.

В тяжелой ситуации с уровнем безработицы в нашей области:

24-м субъектам предпринимательства удалось сохранить возможность осуществления деятельности при реальной угрозе ее прекращения полностью или в части;

всего удалось сохранить не менее 200 рабочих мест.

В 2020 году существенно увеличилась интенсивность просветительского направления работы Уполномоченного.

26 тысяч человек – это почти в 6 раз больше, чем в 2019 году, стали   участниками наших просветительских вебинаров в партнерстве с ТАСС-Урал и Свердловским областным фондом поддержки предпринимательства.

Топовые темы: отмена ЕНВД и выбор другого налогового режима; о «самозанятых»; об условиях получения господдержки; о том, как выполнить требования Роспотренадзора по соблюдению санэпидрежима, как подготовиться к проверкам.

Видя востребованность у предпринимателей просветительских мероприятий в он-лайн формате, мы продолжаем это направление развивать. Организовали свою студию.

В этом году нами уже проведено 8 вебинаров, в которых приняли участие около 2000 человек. Наиболее востребованные сейчас темы: вопросы налогового регулирования, переход на прямые выплаты ФСС, маркировка.

Остановившись на работе с отдельными системными проблемами и затруднениями предпринимательства, Елена Николаевна отметила: 

«К системным проблемам мы относим те, которые затрагивают интересы широкого круга предпринимателей и влияют на условия ведения бизнеса в целом.

Сейчас у меня в работе 17 таких системных вопросов, обозначу наиболее значимые из них. Среди них те, которые предложены в доклад Титова Б.Ю. Главе государства.

1. Расширение возможности по применению патентной системы налогообложения.

Патентная система является одной из наиболее комфортных для малого бизнеса. По итогам 2020 года данный режим применяли 12 тысяч предпринимателей, объем поступлений составил 346 миллионов рублей. По итогам первого квартала этого года уже выдано около 42 тысяч патентов, объем поступлений на 1 апреля составил 243 миллиона рублей.

Спасибо Правительству и депутатам Заксобрания Свердловской области за внимание к консолидированным предложениям Уполномоченного и деловых объединений, за принятие поправок к областному закону о патентной системе. Улучшенные майским областным законом условия работы на патенте во многом смягчили вынужденный переход с ЕНВД. Самые важные изменения на слайде.

Очень правильно, что эти изменения будут действовать уже с 1 января 2021 года.

С 2021 года появилась возможность в платеж за патент засчитывать уплаченные за себя и за работников страховые взносы. Однако уже по итогам первых месяцев налогового администрирования возникли разногласия по порядку расчетов с налогоплательщиками, имеющими более одного патента. Полагаю, что для снятия налоговых рисков требуется официальное разъяснение Минфина Российской Федерации, поэтому мной направлено соответствующее обращение.

2. Следующая системная проблема – ограниченные возможности для эффективного применения в отношении международных грузоперевозчиков налоговой льготы по транспортному налогу.

Предложение о распространении налоговой льготы по транспортному налогу на автомобили для международных грузоперевозок, имеющих экологический класс 5-ый и выше неоднократно обозначалась предпринимателями. Минэкономики и территориального развития Свердловской области был подготовлен проект изменений в соответствующий региональный закон. Ознакомившись с проектом, заинтересованный бизнес обращает внимание, что предлагаемые условия для применения 50-процентного уменьшения транспортного налога не учитывают в полной мере особенности их деятельности и необоснованно сократят доступ к данной льготе особенно для малого бизнеса.

Проблема была обозначена 26 мая на встрече предпринимательства с Губернатором в Нижнем Тагиле. Международные грузоперевозчики очень рассчитывают на продолжение диалога по данному вопросу.

Тем более, что развитие экспорта услуг, включая транспортные, отнесено к национальным задачам. Учитывая не полностью восстановившуюся экономику и существующую нагрузку на перевозчиков по целому ряду обязательных платежей и сборов, инвестиционные возможности Свердловских международных грузоперевозчиков оказываются все более ограниченными, что снижает их конкурентоспособность в сравнении с перевозчиками из других стран.

3. Следующее системное затруднение, требующее внимания ввиду его массовости – это существенный рост затрат предпринимателей на оплату коммунальных услуг.

Предприниматели и мои общественные помощники в муниципалитетах обозначают, что коммунальные платежи формируют, пожалуй, уже основную часть их затрат, связанных с ведением деятельности.

Здесь, во-первых, не первый год актуальной остается проблема затруднений при переходе на фактический учет накопления ТКО при одновременно необъективно высоких нормативах накопления ТКО, без учета фактической специфики деятельности.

Во-вторых, добавился существенный рост размера платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод: фактически из-за изменения порядка расчета с июля 2020 года платеж увеличился для предпринимателей минимум в 2-2,5 раза.

При этом рост коснулся как конечных потребителей, так и транзитных абонентов, которые теперь вынуждены платить и за себя, и за иных лиц, присоединенных к их системе канализации.

Проблема также была обозначена на упомянутой мной встрече Губернатора Свердловской области с бизнесом.

Общими «точками напряжения» в сфере обращения ТКО и пользования водоотведением являются следующие:

Первое – заявленной целью изменения порядка обращения ТКО и расчета платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод является обеспечение экологической безопасности, что отнесено к национальным приоритетам. Но все спорные вопросы в этих сферах, по сути, отданы на урегулирование сторон, каждая из которых являются хозяйствующим субъектом – это предприниматели-потребители и предприниматели – региональные операторы по обращению ТКО или водоканалы;

Второе – сложный механизм регулирования порядка расчеты платы за указанные услуги;

Третье – непрозрачный механизм определения тарифов, нормативов, нет уверенности, что некоторые его составляющие не «задваиваются».

При этом не могу не отметить, что в нашей области тариф по ТКО с января 2021 года не повышен. Однако не решенным остается вопрос по нормативам, корректному определению категорий объектов и расчетных единиц для накопления ТКО.  Для нормализации ситуации при РЭК Свердловской области была создана рабочая группа. От бизнеса поступило более 100 предложений по дополнению и уточнению категорий объектов и расчетных единиц. Однако РЭК Свердловской области учел только три самые, на наш взгляд, несущественные из них, что практически не изменило ситуацию. Прошу, Александр Геннадьевич, взять эти вопросы на контроль.

4. Следующая тема – объективное отсутствие финансовой возможности у предпринимателей, выкупающих государственное и муниципальное имущество, оплачивать одновременно выкупные платежи и предоставленные отсрочки по ним.

По этой проблеме у нас есть в работе обращения предпринимателей из Лесного, Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Сысерти, Полевского. 

Чтобы поддержать предпринимателей без рисков для бюджетов, видится целесообразным продлить предельный 7-летний срок выкупа муниципального имущества до 10 лет. Это позволит сейчас снизить финансовую нагрузку предпринимателей по ежемесячным выкупным платежам. С таким предложением мы вышли еще в январе-феврале, но вопрос так и не решается. Хотя на муниципальном уровне это можно было бы сделать как коррекцией правового акта так и подписанием дополнительных соглашений к договорам купли-продажи.

Подчеркну, речь идет не о полном освобождении или очередной отсрочке платежей, а о продлении периода выкупа.

5. Не прекращаются жалобы и необходимо совершенствовать регулирование в сфере нестационарной торговли.

Приоритетные направления регулирования в сфере НТО сейчас закреплены в распоряжении Правительства Российской Федерации от 30.01.2021 № 208-р.

Чтобы их реализовать требуется, на наш взгляд, разработка стратегии развития НТО в Свердловской области, причем с учетом особенностей Екатеринбурга и других муниципалитетов. Также очень важно синхронно корректировать оба Постановления Правительства области – и о порядке заключения договоров на размещение НТО, и о порядке утверждения схемы их размещения. Сейчас, несмотря на предложения бизнеса, на ОРВ находится проект коррекции только одного акта – о формировании схем размещения. Полагаю, что при таком подходе вопрос может быть решен однобоко, что уже было в этой сфере в 2018-19 годах и повлекло массовые судебные споры, разрешаемые не всегда в пользу органов публичной власти, не прекратившиеся, к сожалению, и сейчас.

6. Говоря о системных проблемах, хочу отдельно отметить тему кадастровой оценки объектов недвижимости.

Результат оценки напрямую влияет на налоговую нагрузку предпринимателей, затраты на аренду, выкуп публичного имущества.

В Свердловской области, как и в большинстве регионов страны, в 2019-20 годах прошла государственная кадастровая оценка объектов недвижимости.

Согласно данным налоговой статистики ФНС с 2016 по 2019 годы общая кадастровая стоимость объектов для налогообложения выросла по стране на 39 % (с 6,2 до 8,6 трлн. рублей). Налоговая нагрузка по этим объектам выросла на 106 % (с 67 млрд. рублей до 138 млрд. рублей). 

Учитывая значительное количество обращений по этому вопросу федеральным бизнес-омбудсменом было принято решение о создании при нем рабочей группы по вопросам установления кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и необоснованного роста издержек субъектов предпринимательской деятельности в связи с ее завышенным размером. Я была назначена руководителем данной рабочей группы, в группу вошли представители 16 регионов.

Ключевая задача – обеспечить реализацию законных прав собственников и владельцев недвижимости на установление экономически обоснованной кадастровой стоимости и экономически обоснованного размера налога.

Один из итогов деятельности рабочей группы в 2020 году – атлас лучших региональных налоговых решений по введению пониженных ставок по имущественным налогам от кадастровой стоимости. В Атласе Свердловская область в числе лидеров. Наша практика по применению с 2020 года дифференцированных пониженных ставок по налогу на имущество организаций признана одной из наиболее перспективных и важных. Атлас размещен на нашем официальном сайте.

Но подобная практика существует далеко не везде. Порядка половины регионов используют максимальную ставку в 2 % или с несущественным снижением.  Пониженные ставки по налогу на имущество организаций часто применяются в отношении лишь участников конкретных инвестиционных проектов. В большинстве регионов и у нас тоже не синхронизированы подходы по применению пониженных ставок по имущественным налогам в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками аналогичных объектов. Это определяется разными – региональным и муниципальным уровнями регулирования.

Федеральным бизнес-омбудсменом было принято решение о подготовке спецдоклада («Имущественные отношения. Право собственности и стоимость владения»), который станет частью его Доклада Главе государства в этом году.

В спецдоклад включены предложения, выработанные нашей рабочей группой по двум направлениям:

–  совершенствование процедур проведения кадастровой оценки и ее оспаривания;

– реализация гибкой федеральной налоговой политики в отношении имущественных налогов. Считаю, что именно в налоговом кодексе должны быть заложены льготные ставки по налогу на недвижимость в зависимости от площади, стоимости, срока эксплуатации, вида налогоплательщика и местности расположения объекта.

Помимо предложений в сфере совершенствования имущественных налогов нами были направлены еще 14 предложений, касающихся необходимости корректировки федерального регулирования. Перед вами на слайдах некоторые из предложений:

1) по корректировке условий сохранения льготной ставки и не возвращения кредитов «под 2 %» на возобновления деятельности: 

с декабря прошлого года к Уполномоченному поступало много обращений от предпринимателей о невозможности по не зависящим от них причинам выполнить требования о сохранении занятого у них персонала как одного из условий кредитования на возобновление деятельности под 2 процента годовых;

2) о дальнейшем совершенствовании патентной системы налогообложения;

3)  о принятии внесенного еще в 2018 году законопроекта о регулировании нестационарной и мобильной торговли;

4) о совершенствовании положения самозанятых без статуса ИП в части государственного контроля на предмет соблюдения обязательных требований в сфере безопасности жизни и здоровья потребителей;

5) также представляется необходимым предложить проведение системного анализа инфраструктуры для оценки возможных рисков и издержек предпринимателей перед введением новых «цифровых» обязательных: например из-за отсутствия такого мониторинга до сих пор остается не урегулированным вопрос о порядке выведения из оборота маркируемых товаров в тех местностях, где нет доступа к Интернету.

Все приведенные предложения сформулированы с учетом мнения бизнес-сообщества и касаются не только нашего региона.

Уважаемые коллеги! Ситуация прошлого года еще раз обозначила важность диалога в поиске компромиссных решений, обеспечивающих баланс интересов предпринимательства и государства. В Свердловской области эта практика развивалась как никогда эффективно. Учитывая поставленные задачи на федеральном уровне, а также изменение ключевых факторов ведения предпринимательской деятельности, потребуется принятие новых решений по стимулированию предпринимательства и на региональном уровне. Уверена, что принимать их необходимо в конструктивном диалоге и хотелось бы, что обновленная площадка нашего Совета этому способствовала.».

Все озвученные предложения Елена Николаевна предложила включить в протокол заседания для рассмотрения уполномоченными исполнительными органами государственной власти Свердловской области.

Заседание завершилось торжественным награждением предпринимателей Благодарственными письмами и Почетными грамотами Губернатора Свердловской области.

Назад к спискуНазад к списку

 

 
 
Закрыть слой Закрыть

Ссылки на сайты