5 октября 2022

В г. Серове прошло совещание по вопросам муниципальной регуляторной политики


5 октября 2022 года в Северном управленческом округе состоялось выездное совещание Министерства экономики и территориального развития Свердловской области в управленские округа Свердловской области по вопросам муниципальной регуляторной политики и развития некоммерческого сектора.

В ходе совещания Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области Елена Николаевна Артюх рассказала об участии Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области в оценке регулирующего воздействия (презентация).

В соответствии с законодательством Уполномоченный вправе подготавливать заключения на проекты принимаемых в Свердловской области нормативных правовых актов, являющиеся обязательными для рассмотрения разработчиков.

Учитывая ограниченные аппаратные ресурсы, Уполномоченный, как правило, включается в анализ тех проектов, в сфере регулирования которых есть обращения к нему. Поэтому заключения бизнес-омбудсмена заслуживают внимательного рассмотрения, поскольку учитывают реальную бизнес-практику.

Наибольшее количество заключений нами готовятся в рамках процедур ОРВ.

В 2021 году из 34 подготовленных заключений Уполномоченного,

20 касались проектов нормативных правовых актов Свердловской области,

7 – актов местного уровня.

В текущем году направлено 34 заключения, из них областных – 24, в том числе 10 по муниципальным проектам (и 9 по проектам регулирования границ торговли алкоголем).

С учетом требований нового закона о госконтроле, Уполномоченный участвовал в публичных консультациях по восьми проектам региональных положений о видах контроля.

Конструктивное взаимодействие с разработчиками позволило:

– откорректировать в положениях индикаторы риска, периодичность проверок для каждой категории риска; уточнить сроки в соответствии с законом о госконтроле;

– устранить неточности в формулировках; исключить избыточные нормы;

– дополнить основания для отложения контрольно-надзорных мероприятий в связи с невозможностью присутствия контролируемого лица,

– внести иные правки, значимые для участников правоотношений.

К сожалению, наблюдается низкая активность в этой работе предпринимательского сообщества: в пяти из восьми случаев Уполномоченный был единственным участником ОРВ. И это несмотря на значительное количество жалоб от бизнеса на проверки (в среднем каждая десятая жалоба в год)

По предложению Минэкономики также было участие в оценке шести проектов модельных актов по муниципальным видам контроля. От коллег из регионов России мы знаем, что бизнес испытывает проблемы с муниципальным контролем – органы местного контроля достаточно часто понимают его расширительно, подвергая проверке и требования, не относящиеся к предмету муниципального контроля.

Напомним, этом году в КоАП были приняты очень важные изменения, развивающие законные принципы госконтроля. Так, с апреля действует правило, что за один и тот же состав административного правонарушения не могут одновременно привлекаться к ответственности физическое, должностное и юридическое лицо, расширены процессуальные возможности привлечения бизнес-омбудсмена к защите по административным делам и другое.

          Вообще в работе по регламентации контроля разработчикам необходимо соотносить проекты на соответствие принципам госконтроля.

Также мы просим контрольные органы информировать предпринимателей как в положениях о контроле, так и на сайтах об их праве привлечь бизнес-омбудсмена к участию в выездных контрольных мероприятиях со взаимодействием.

Предполагая затруднения с досудебным обжалованием исключительно через Госуслуги или региональные порталы, мы предлагаем сохранять возможность обратиться простым письменным способом.

А эффективность деятельности проверяющих предлагаем измерять количеством (долей) нарушений, устраненных до завершения контрольного мероприятия при методической поддержке проверяющего инспектора.

Следующая важная группа проектов, в оценке которых мы участвуем – 
касается земельных и имущественных отношений, включая вопросы аренды.  Жалоб в этих сферах – 15 % от всех поступивших к Уполномоченному в этом году.

Обычно по проектам в указанной сфере наше беспокойство вызывают:

– избыточность требований к набору документов для получения земли, имущества, права на аренду (часто это не закрытый перечень),

– краткие сроки введения в действие новых норм, влекущих рост издержек бизнеса (например, повышающие коэффициенты, ставки арендной платы).

Такие решения сегодня требуют разумного переходного периода для обеспечения возможности реального финансового планирования для предпринимателей.

В текущих условиях для бизнеса очень важно «ресурсосберегающее» регулирование.

Мы признательны Серовскому городскому округу за расширение круга получателей мер имущественной поддержки, имеющим задолженности, возникшие в условиях санкций; а также Администрациям Ачитского и Артёмовского городских округов, за установление по нашему предложению льготных условий аренды муниципального имущества.

Несколько слов в отношении проектов актов в сфере нестационарной торговли. На сегодня у Уполномоченного 28 жалоб из сферы размещения НТО. Могу с уверенностью утверждать, что качество проведенных публичных консультаций и комплексный взвешенный подход к регулированию является условием для нормализации и легализации торговых отношений, пополнения бюджета от размещения торговых объектов, избавляет от нецелевых судебных расходов.

Мы признательны Шалинскому городскому округу за отказ от принятия акта по порядку и выносу незаконно размещенных НТО в редакции, не соответствующей действующему законодательству.

А Асбестовскому городскому округу – за разумный подход к установлению платы за размещение НТО, продления до 7 лет без торгов срока действия договоров на размещение НТО.

Еще одна сфера регулирования, о которой хочется сказать, – это предоставление субсидий из бюджетов субъектам предпринимательства.

По данному виду проектов типичные замечания следующие:

– избыточные требования в части запроса документов, которые публичными органами могут быть получены самостоятельно;

– наличие положений, содержащих неопределенные, трудновыполнимые или обременительные требования к потенциальным получателям субсидий, что является в том числе и коррупциогенным фактором;

– не соответствие содержания проектов базовым Постановлениям федерального Правительства по субсидиям.

Замечания Уполномоченного конструктивно воспринимаются большинством разработчиков и учитываются в объеме от 70 до 100 % предложенного.

Благодарим Каменск-Уральский за включение дополнительного пункта об особенностях порядка в 2022 году о предоставлении субсидий предпринимателям с опорой на федеральное постановление: например,

– у участника отбора может быть неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превышающая 300 тыс. рублей;

– о неприменении штрафных санкций;

– о возможности коррекции значений результатов предоставления субсидии и о продлении сроков достижения результатов предоставления субсидии (но не более чем на 24 месяца) без изменения размера субсидии.  

Улучшение предпринимательского и инвестиционного климата – наша общая задача, особенно сегодня в текущих условиях.

Результаты опроса предпринимателей, проведенные федеральным бизнес-омбудсменом и Институтом экономики Роста имени Столыпина, свидетельствуют о достаточно непростом положении бизнеса в целом: два года пандемии и текущая ситуация диктуют необходимость вдумчивого регулирования, без резкого увеличения издержек бизнеса, если они не оправданы жесткой необходимостью.

Над чем предлагаем продолжить совместную работу:

1. Необходимо повысить контроль качества за подготавливаемыми проектами и сопроводительными документами к ним. Все поступающие предложения надо анализировать (часть неучтенных замечаний являются риском для руководителей муниципалитетов).

2. Регулировать необходимо, учитывая реальную экономику в условиях санкций, в том числе предусматривая переходные периоды.

3. Обеспечивать более широкое обсуждение проектов актов. Мы знаем о затруднениях с активностью бизнеса. Вероятно, надо задействовать возможности Советов по развитию предпринимательства и инвестпривлекательности (по 209-му закону это уместно). При разработке отдельных проектов к обсуждению именным способом приглашать заинтересованную целевую аудиторию в удобное для обсуждения время, расширяя количество потенциальных участников. В Северном  управленческом округе есть сильные организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Для разъяснительной и обучающей работы с бизнесом как участвовать в ОРВ можно привлечь и эти ресурсы. Привлекать к работе общественных помощников Уполномоченного. В Северном управленческом округе ОП РУП работают в Качканаре и Краснотурьинске.

4. Чтобы предпринимателям и экспертам хотелось участвовать в этой работе требуется обеспечить конструктивность общения и корректность взаимодействия. Возможно, поощрение активных участников.

5. Видится, что и привлечение журналистов к освещению работы администраций с точки зрения учета мнения местного населения
при правовом регулировании, – в интересах каждого главы.

Несомненно, качественно проведенные процедуры ОРВ совершенствуют правовое регулирование, повышая привлекательность территории.

Назад к спискуНазад к списку

 

 
 
Закрыть слой Закрыть

Ссылки на сайты