Следить за новостями:

27 февраля 2019

Итоги 5-летней деятельности Уполномоченного представлены Законодательному Собранию Свердловской области


.

В ходе 30-го заседания Законодательного Собрания Свердловской области 26 февраля 2019 года Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области Е.Н. Артюх представила доклад о результатах деятельности в 2018 году и расходовании финансовых средств за 2018 год. Так как прошедший год стал заключительным годом в первой пятилетке деятельности государственного правозащитного института в регионе, Елена Николаевна в своем выступлении также озвучила некоторые количественные и качественные показатели работы за 5 лет работы.

В 2018 году, как и в предыдущие годы, Уполномоченный выполнял свои законные задачи, работая с конкретными жалобами, проводя мероприятия по разъяснению новых обязательных требований, формируя предложения по преодолению системных затруднений ведения бизнеса.

Для формирования благоприятной бизнес-среды в Свердловской области Уполномоченный взаимодействовал с органами власти всех уровней и деловыми объединениями региона.

Взаимодействие с Законодательным Собранием Свердловской области и отдельными депутатами осуществлялось путем участия в мероприятиях друг друга, совместной работы над законопроектами.

Е.Н. Артюх поблагодарила депутатов за принятие областного закона "О почетном звании "Заслуженный предприниматель Свердловской области", отметив, что он направлен на повышение престижа предпринимательства, его популяризацию и признание важнейшей роли предпринимательского труда в развитии экономики нашего региона.

В прошедшем году вместе с рядом коллег бизнес-омбудсмен прорабатывал законопроекты в налоговой сфере и ОРВ. Так, с депутатами О.М. Корчагиным, А.В. Коркиным, М.В. Зубаревым, П.В. Мякишевым обсуждалось введение инвестиционного налогового вычета – очень важной и ожидаемой меры налогового стимулирования инвестиционной деятельности в регионе. Работа по этому направлению ещё продолжается.

Депутаты О.М. Корчагин, В.А. Терешков и А.В. Коркин участвуют в работе общественного экспертного совета при Уполномоченном, где обсуждаются самые острые предпринимательские проблемы и предложения по их разрешению.

Некоторые коллеги принимают участие во встречах Уполномоченного с предпринимателями в муниципальных образованиях (например, во встрече 21 февраля 2019 года в Арамильском городском округе участвовали О.М. Корчагин и А.В. Коркин).

В декабре в Нижнем Тагиле в рамках "Депутатской вертикали" было организовано обсуждение вопросов эффективности правового регулирования предпринимательской сферы с участием депутата Государственной Думы А.В. Балыбердина, депутата Законодательного Собрания А.В. Коркина, депутатов муниципальных Дум и представителей крупнейших деловых объединений. В ходе дискуссии было решено подобный формат общения бизнеса и депутатов с участием Уполномоченного сделать традиционным. Уполномоченный пригласил на ближайшую встречу в мае 2019 года председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по государственному строительству и законодательству" П.В. Крашенинникова.

В прошедшем году продолжилось взаимодействие Уполномоченного с органами прокуратуры: "Вместе мы рассматривали отдельные жалобы, участвовали в работе коллегиальных органов по защите малого и среднего бизнеса, проводили приемы, в том числе выездные. Многих удалось защитить вместе, но есть вопросы к обоснованности отдельных прокурорских проверок и исков в отношении предпринимателей, а также к обоснованности государственного обвинения по ряду предпринимательских уголовных дел".  

Взаимодействие с контрольно-надзорными органами осуществлялось с учетом заданного вектора реформы. В частности, это:

– участие в публичных обсуждениях правоприменительной практики;

актуализация проверочных листов в отдельных сферах;

– проведение совместных приемов.

По-прежнему популярны тематические просветительские "открытые классы" по разъяснению новых требований законодательства.

В прошлом году проведено 36 таких "открытых классов", в которых участвовали более 1100 человек. В этом проекте бизнес-омбудсмена поддерживали уже 6 контрольно-надзорных органов:

– Управление ФНС по Свердловской области;

– Уральское таможенное управление;

– Управление Россельхознадзора по Свердловской области;

– Уральское МТУ Росстандарта, Свердловское региональное отделение ФСС;

– Управление Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу.

 "Открытые классы" востребованы предпринимательством, планируется и далее вовлекать в их проведение региональные органы с контрольно-надзорными функциями.

Продолжалось взаимодействие с органами местного самоуправления.

В течение года Уполномоченный 35 раз выезжал в различные городские округа: рассматривал жалобы с возможностью внесудебного урегулирования конфликта, проводил разъяснительные "открытые классы", приемы предпринимателей, зачастую вместе с прокурорами. В наших выездных мероприятиях в 2018 году приняли участие почти 750 предпринимателей. В зависимости от обозначаемых затруднений муниципальных предпринимателей бизнес-омбудсмен приглашает с собой представителей прокуратуры Свердловской области, контрольно-надзорных органов, инфраструктуры поддержки предпринимательства и других.  Работа в этих направлениях будет продолжена и в 2019 году.

За не полные 5 лет деятельности (март 2014 года – 2018 год) Уполномоченным рассмотрено почти 4000 жалоб и обращений от предпринимателей, в том числе более 1000 в прошлом году.

За последние три года динамика поступления жалоб и обращений стабилизировалась и сохраняется примерно на одном уровне – около 1000 в год. Структура же проблем меняется.

В прошлом году на первое место по числу жалоб вышла сфера деятельности правоохранительных, следственных и судебных органов, органов прокуратуры.

Вообще, незаконные действия правоохранительных органов, уголовно-правовые риски в предпринимательской деятельности являются, по мнению бизнеса, самыми непредсказуемыми и разрушительными. По результатам опросов, почти 90 % предпринимателей, подвергавшихся уголовному преследованию, отметили, что в результате их бизнес полностью или частично разрушен. Каждый четвертый сообщает, что не готов продолжать заниматься бизнесом после уголовного преследования.

"И совсем не случайно в своем Послании Федеральному Собранию Президент страны привел данные из годового доклада федерального бизнес-омбудсмена – на каждого подвергшегося уголовному преследованию предпринимателя приходится потеря примерно 130 рабочих мест. Это серьезные потери для экономики страны. Все, кто на разных стадиях принимают решения по уголовным делам в предпринимательской сфере, должны это осознавать", – отметила Елена Николаевна.

На втором месте по числу жалоб в прошлом году сфера государственных и муниципальных закупок.

Две ключевые претензии бизнеса – это несвоевременная оплата исполненных без замечаний контрактов и некорректное составление технических заданий.

Судя по нашему опросу, почти 72 % предпринимателей не участвуют в закупках. Е.Н. Артюх процитировала самые яркие высказывания о причинах не участия: "я не Рокфеллер, чтобы беспроцентно кредитовать государство" и "впечатление, что конкурсные процедуры проводятся под конкретных поставщиков".

Между тем "совершенствование системы закупок, осуществляемых крупнейшими заказчиками у субъектов малого и среднего предпринимательства" – одна из стратегических задач "майского указа" Президента страны.

"Отмечу, что, рассматривая жалобы в сфере закупок, чаще всего удавалось содействовать урегулированию конфликтных ситуаций во внесудебном порядке", – подчеркнул Уполномоченный.

По итогам рассмотрения жалоб в этой сфере 12-ти предпринимателям оказано содействие в получении оплаты по исполненным контрактам на сумму более 57 млн. рублей.

Третья проблемная сфера это деятельность контрольно-надзорных органов. 

В 2017 году Уполномоченный фиксировал снижение числа жалоб на проверки практически вдвое и относил это к результатам реформы контрольно-надзорной деятельности. В 2018 же году число таких жалоб снова увеличилось и на это есть причины:

1) так и не ограничен перечень оснований для проведения внеплановых проверок, а многие из них не требуют согласования с прокуратурой;

2) более 20 видов контроля выведены из-под действия "закона о проверках",

3) значительное количество проверок инициируется самими органами прокуратуры с привлечением специалистов из различных сфер.

В результате, реальная проверочная нагрузка не уменьшается.

"Она и не снизится без проведения ревизии количества и качества обязательных требований в сфере бизнеса. Наш анализ проверочного листа в общепите показывает, что только 30 % вопросов в нем являются бесспорными. Все остальные нуждаются в уточнении, актуализации, есть параметры проверки, которые дублируют друг друга внутри одного чек-листа, используемого для плановых проверок. Не случайно и в Послании Президента страны вновь обозначена необходимость отмены избыточных требований к бизнесу", – сказала Е.Н. Артюх.

Еще одна проблемная сфера – это размещение нестационарных торговых объектов. Жалоб на нарушения прав по этому направлению в 2018 году стало в 3 (!) раза больше, чем в 2017-м.

Ключевая причина нарастания напряженности – отсутствие надлежащего правового регулирования заключения договоров на размещение НТО на всех уровнях. Об этом бизнес-омбудсмен говорит с августа 2015 года, когда подготовил специальный доклад на эту тему.

Кроме того, в большинстве муниципалитетов в 2018 году заканчивала действие схема размещения НТО. Однако в схемы на последующие периоды уполномоченные органы отказывались включать значительное количество объектов, легальная эксплуатация которых началась по предыдущим правилам.  

"Торговля в нестационарном формате для многих розничных предпринимателей – единственный способ выживания в условиях конкуренции с сетевым ритейлом. Кроме того, ряд небольших производителей могут обеспечить сбыт только через НТО, так как "на полки" в супер- и гипермаркеты им не попасть. Не случайно нестационарная торговля упомянута в качестве фактора развития конкуренции в розничной торговле в соответствующих федеральных Стандартах", – сказал омбудсмен.

К завершению 2018 года на региональном уровне так и не отрегулировано размещение НТО, поэтому не исключены продолжение нарушений прав субъектов торговой деятельности в 2019 году и поступление новых жалоб Уполномоченному.

"Коллеги, в нашей области сейчас не менее 7000 различных легальных НТО. Хотя и не ведется учет занятых в этой сфере, но могу предположить, что их не менее 14 тысяч. Поэтому оставлять без внимания эту тему нельзя", – обратила внимание депутатов Е.Н. Артюх.

Уполномоченный сообщил, что по итогам 2018 года фиксирует снижение почти в 4 раза жалоб на налоговые органы по сравнению с 2017-м. Однако несколько моментов в этой сфере Уполномоченный в выступлении отметил.

1. При работе с жалобами было выявлено отсутствие качественного межведомственного взаимодействия налоговых органов, пенсионного фонда и других. Особенно ярко это проявилось при передаче администрирования страховых взносов в ФНС и на первых этапах исполнения закона о "налоговой амнистии".

Все это затрудняло реализацию прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности; порождало "задвоение" взысканий, незаконные взыскания при наличии права на "налоговую амнистию"; в целом ряде случаев влекло приостановление расходных операций по банковским счетам и фактическую остановку деятельности отдельных организаций.

2. У бизнеса, формирующего бюджеты различных уровней, есть объяснимый запрос на "справедливость" и "уважительное отношение" к легальному налогоплательщику, и особенно при вызове руководителей в налоговые органы для дачи пояснений по вопросам налогового администрирования. На фоне невысокой "скорости" разрешения обозначенных затруднений и снятия ограничений налоговыми органами некоторые предприниматели даже заявляли о готовности прекратить легальную деятельность.

"Вместе с тем, значительную часть жалоб в налоговой сфере нам удалось разрешить во внесудебном порядке, в том числе, в ходе совместных приемов Уполномоченного и руководства Управления ФНС. Это, без сомнений, способствует экономии ресурсов сторон и нормализации делового климата в нашей области", – констатировала Елена Николаевна.

Уполномоченный привел некоторые сведения о защищенных предприятиях:

– на них работают более 2,5 тысяч человек;

– годовой оборот составляет более 12,5 миллиардов рублей;

– защищенными предприятиями в год уплачиваются налоги и иные обязательные платежи на сумму более 2 млрд. рублей.

Для оценки условий осуществления предпринимательской деятельностив Свердловской области бизнес-омбудсмен ежегодно проводит анкетирование предпринимателей.

Участие в опросе в 2018 году приняли более 470 субъектов предпринимательской деятельности.

В целом оценки достаточно оптимистичные – несколько большее количество предпринимателей указывает, что экономика их бизнеса улучшилась в сравнении с 2017 годом.

Однако, есть и тревожные тенденции. На 5,5 % увеличилось количество опрошенных работодателей, которые не сохранили рабочие места.

Бизнес-омбудсмен обратил внимание, что по официальным данным реестра МСП более чем на 10 тысяч сократилось число занятых работников в Свердловской области у малого бизнеса в 2018 году в сравнении с 2017-м (544 471 – в 2017 году, а в 2018 году – 534 245).

Почти в два раза больше опрошенных предпринимателей допускают закрытиесвоего бизнеса в перспективе.

"По итогам 9 месяцев прошлого года примерно в два раза меньше ИП "приехало" в Свердловскую области, чем "уехало" в соседние регионы. Юрлиц в 4 раза больше перерегистрировалось в другие регионы, чем прибывало к нам извне. Полагаю, уполномоченным органам необходимо проанализировать причины "отрицательной" "налоговой миграции", – сообщил Уполномоченный.

Из основных затруднений предпринимательства, препятствующих развитию Елена Николаевна назвала некоторые ежегодно повторяющиеся:

– увеличение издержек бизнеса при одновременном уменьшении доходов из-за снижения платежеспособного спроса;

– постоянное изменение законодательства, влекущее расходы на выполнение новых обязательных требований;

– увеличение количества внеплановых проверок;

– "засилье" торговых сетей;

– непонимание со стороны власти, административные барьеры;

– рост недобросовестной конкуренции, "теневой" бизнес, демпинг цен;

Предприниматели-респонденты обратили внимание на новую трудность в этом году – усложнение взаимодействия с банками (блокировка счетов, рост стоимости кассовых операций, отсутствие или сложность получения доступных и долгих кредитов, в том числе, в связи с внезапным отзывом лицензий).

Главным ожиданием бизнеса от власти опрошенные обозначили стабильность и четкость регулирования. Также необходимы рост экономики, обеспечение рынков сбыта и платежеспособный спрос.

Ряд предпринимательских проблем связан с несовершенством регуляторной среды. Поэтому омбудсмен активно участвовал в выработке предложений по изменению законодательства на региональном и федеральном уровнях, в том числе, подготавливали предложения в ежегодный Доклад федерального бизнес-омбудсмена Президенту страны (в прошлом году из 29 предложений от Свердловской области в федеральный Доклад вошли 14). 

По мере выявления системных проблем в течение 2018 года Б.Ю. Титову направлялся еще ряд предложений об изменении федерального регулирования, которые были в той или иной мере поддержаны.

Одно из обращений касалось резонансного письма ФНС, подготовленного в целях "профилактики" нарушений налогового законодательства, но фактически создающего существенных риски нарушения конституционных прав налогоплательщиков. В результате общей активной позиции, данное письмо в ноябре 2018 года было отозвано с исполнения.

Учитывая частоту вносимых изменений в законодательство, придается большое значениепроведению просветительских мероприятий. Насущную потребность в них отметил и 31 % опрошенных предпринимателей.

Всего в 2018 году Уполномоченным организованно или поддержано участием 90 просветительских мероприятий с общим количеством участников более 3000 человек.

За пять лет работы проведено более 300 разъяснительных семинаров с числом участников около 12 тыс. человек.

  Отдельные системные вопросы, над которыми продолжается работа сейчас:

– нормализация ситуации с организацией весогабаритного контроля;

– принятие необходимых НПА для регулирования нестационарной торговли;

– пересмотр обязательных требований по видам государственного контроля и актуализация чек-листов;

– предложение параметров для расширения инвестиционного налогового вычета (совместно с крупнейшими деловыми объединениями);

– содействие внесудебному урегулированию конфликтов в отношениях бизнеса и власти;

– развитие практики проведения просветительских мероприятий совместно с контрольно-надзорными органами по наиболее острым темам.

Учитывая регламент выступления, Уполномоченный остановился на одном направлении продолжающейся работы – организации автоматического весогабаритного контроля на региональных дорогах.

Рассматривая обращения перевозчиков, были установлены массовые нарушения их прав, поэтому в октябре 2018 года Уполномоченным был подготовлен специальный доклад. За время некорректной работы 2 автоматических пунктов весогабаритного контроля на Серовском тракте в отношении перевозчиков было оформлено более 400 протоколов о привлечении к административной ответственности со штрафами по 150 тыс.руб. каждый. После ознакомления со спецдокладом прокуратура Свердловской области заинтересовалась этой историей и сейчас опротестовывает вынесенные постановления и, мы надеемся, примет меры к возврату штрафов.

С уполномоченным министерством и отраслевыми объединениями перевозчиков мы продолжаем работу по нормализации ситуации с организацией весогабаритного контроля на региональных дорогах, поскольку число контрольных пунктов планируется увеличить с существующих сегодня 3 до 18 пунктов.

Последовательно и неуклонно Уполномоченный будет продолжать содействие внесудебному урегулированию конфликтов в отношениях бизнеса и власти. Это важный ресурсосберегающий инструмент. Задача по расширению данной практики была недавно поставлена Губернатором Свердловской области региональным и муниципальным властям.

"Искренне благодарю всех депутатов Законодательного Собрания Свердловской области за правотворчество, улучшающее условия осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности в Свердловской области, за сотрудничество с Уполномоченным", – завершила выступление Елена Николаевна Артюх и ответила на вопросы депутатов.

Презентация выступления Е.Н. Артюх размещена здесь.

Содокладчиком Уполномоченного стал Корчагин Олег Михайлович, заместитель председателя Комитета Законодательного Собрания Свердловской области по промышленной, инновационной политике и предпринимательству.

Олег Михайлович дал высокую оценку деятельности правозащитного института, отметил последовательность и системность работы омбудсмена, назвал основные результаты и затруднения предпринимателей, отраженные в Ежегодном докладе, и озвучил рекомендацию Комитета о принятии доклада Уполномоченного к сведению.

Председатель Законодательного Собрания Свердловской области Л.В. Бабушкина поблагодарила Е.Н. Артюх за выступление и 5-летнюю деятельность в целях защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, и присутствующие депутаты проголосовали за принятие к сведению Доклада Уполномоченного и соответствующее постановление Законодательного Собрания Свердловской области.

 Благодарим за поддержку и личное участие в заседании помощника полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе, инвестиционного уполномоченного А.А. Ленскую, президента Уральской торгово-промышленной палаты, члена Общественного экспертного совета при Уполномоченном А.А. Беседина, председателя Совета Свердловского областного союза потребительских обществ В.И. Волянского, руководитель филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков по Уральскому федеральному округу, члена Общественного экспертного совета при Уполномоченном А.М. Салаутина, председателя Свердловского областного отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", члена Общественного экспертного совета при Уполномоченном И.В. Тыщенко, президента некоммерческого партнерства "Союз малого и среднего бизнеса Свердловской области", члена Общественного экспертного совета при Уполномоченном А.А. Филиппенкова, экспертов Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области, членов Общественного экспертного совета при Уполномоченном А.Н. Дубровину и Н.П. Брусницыну.

Назад к спискуНазад к списку


 
 
Закрыть слой Закрыть

Ссылки на сайты