10 февраля 2025
Свердловский Уполномоченный предложил основные направления мотивации для развития «самозанятых» и МСП
С 2022 года Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области Е.Н. Артюх входит в состав общественного совета федерального партийного проекта «Предпринимательство» Всероссийской политической партии «Единая Россия».
7 февраля 2025 года прошло первое заседание совета под председательством Калинина Александра Сергеевича, президента Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» с участием координатора проекта, первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по МСП Когогиной Альфии Гумаровны, уполномоченных по защите прав предпринимателей во Владимирской и Ярославской областях, а также представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В ходе заседания обсудили реализацию партийного проекта, основные его задачи, достижение показателей в 2025 году, способы мотивации предпринимательства, систему мер поддержки развития субъектов МСП.
Свердловский Уполномоченный представил свое видение основных направлений мотивации для развития «самозанятых», малого и среднего предпринимательства, исходя из жалоб и обращений предпринимателей.
Согласно данным Единого реестра субъектов МСП, по итогам 2024 года количество «самозанятых» в России составило более 12,4 млн. человек, а общая сумма налогов с момента введения этого режима более 219 млрд. рублей. Это в 6 раз больше целевых показателей, которые были определены в национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который предусматривал достижение к 2024 году показателя 2 млн. 100 тыс. человек, применяющих налог на профессиональный доход («самозанятых»).
Эксперимент проводится до 2028 года включительно. Его цель, как она анонсировалась, – вывод доходов из тени, легализации деятельности. Законом гарантирована неизменность основных параметров на период действия эксперимента: не может быть увеличена налоговая ставка, уменьшен предельный размер доходов. Этот подход был поддержан на парламентских слушаниях в мае прошлого года по вопросу совершенствования налогового законодательства.
По мнению Е.Н. Артюх, для мотивации важно обеспечить не ухудшение не только законных параметров налога на профессиональный доход, но и правоприменительной практики. При этом ничто не препятствует тому, чтобы их улучшить для продолжения масштабирования эксперимента.
Но, во-первых, в новом нацпроекте «Эффективная и конкурентная экономика» и включенном в него федеральном проекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» задач по развитию и государственной поддержке института «самозанятых» нет. Это порождает неопределенность в перспективах для «самозанятых», дальнейшем направлении государственной политики в этой сфере.
Во-вторых, на практике у налоговых органов все больше возникает претензий к контрагентам «самозанятых» с доначислением НДФЛ и страховых взносов. Как показывает налоговая и судебная практика, включая недавнее решение Верховного Суда (Определение ВС РФ от 03.02.2025 № 309-ЭС24-20306), оснований для признания договора с «самозанятым» трудовым огромное количество. При этом НДФЛ и страховые взносы контрагенту доначисляются без «автоматического» вычета уже уплаченных «самозанятым» налогов.
Подобная практика переквалификации гражданско-правовых отношений в трудовые в условиях отсутствия четко определенных, нормативно установленных критериев для этого вступает в противоречие с целями эксперимента, не мотивирует к развитию и масштабированию деятельности.
Поэтому для мотивации:
1. Нужно четкое понимание – как видит государство трансформацию этого налогового режима после завершения эксперимента;
2. Необходимо нормативно определить критерии, свидетельствующие о подмене трудовых отношений гражданско-правовыми при взаимодействии с «самозанятыми»: пока они приводятся только в информационных письмах и методических указаниях различных контролирующих органов;
3. Расширить направления деятельности «самозанятых», в частности, дать возможность сдавать в аренду не только жилые, но и нежилые помещения;
4. Ввести коэффициент-дефлятор для показателей дохода «самозанятых», для актуализации их с учетом роста закупочных цен, уровня инфляции и других объективных экономических факторов. «Потолок» выручки – 2 млн. 400 тыс. рублей – был установлен более 5 лет назад, в 2019 году.
В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», новом нацпроекте «Эффективная и конкурентная экономика» и федеральном проекте «Малое и среднее предпринимательство» стоят задачи по росту реального дохода на одного работника субъекта МСП (к 2030 году в 1,2 раза выше, чем рост валового внутреннего продукта). И закреплены 2 показателя по росту доходности малого и среднего бизнеса (рост реального дохода на 1 работника МСП; увеличение объема выручки малых технологических компаний).
Какие видятся риски не достижения этих показателей.
Во-первых, по результатам многих опросов предприниматели указывают на серьезный рост, отсутствие систематизации неналоговых, но обязательных платежей (тарифы, «Платон», утилизационный сбор и т.п.). По экспертным оценкам их не менее 200.
В настоящее время определение неналоговых платежей в законодательстве не закреплено, они могут устанавливаться федеральными законами, подзаконными актами, число таких платежей растет, системного мониторинга их не ведется.
В декабре эта проблема обсуждалась на заседании Комиссии Госсовета по направлению «Эффективная и конкурентная экономика».
Поэтому предложение:
1. Законодательно закрепить понятие «обязательный (неналоговый) платеж», принципы его определения, включая экономическую обоснованность;
2. Ввести четкий порядок установления и отмены таких платежей, их реестры (например, можно было бы откорректировать в этой части Федеральный закон № 247-ФЗ об обязательных требованиях).
Во-вторых, доходность бизнеса и эффективность его развития зависит от экономической обоснованности налоговой нагрузки.
В новом нацпроекте и федеральном проекте налоговых мер поддержки малого и среднего бизнеса не предусмотрено. По мнению Е.Н. Артюх, налоговая политика в этой части должна быть более гибкой, учитывать фактические условиях их деятельности.
Поэтому Уполномоченный предлагает:
1) Ввести ежегодную корректировку показателей доходов на коэффициент-дефлятор:
– для применения патентной системы – здесь предел выручки в 60 млн. рублей не меняется с момента введения, с 2013 года;
– для освобождения от обязанности уплаты НДС (60 млн. рублей) при применении УСН.
По патенту нужно расширить полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в определении его параметров: потенциально возможного к получению дохода; расширение перечня видов деятельности; физические показатели по видам предпринимательской деятельности (площадь используемых объектов в сфере розничной торговли или оказания услуг общественного питания, общая площадь сдаваемых в аренду (наем) собственных или арендованных жилых помещений и (или) нежилых помещений, земельных участков и т.п.).
«Александр Сергеевич, Вы говорили о проблеме ограниченных налоговых возможностей регионов и муниципалитетов в стимулировании и поддержке МСП на упомянутых прошедших в мае парламентских слушаниях. Считаю, что без коррекции Бюджетного кодекса не обойтись – в его теперешних подходах любая налоговая преференция оборачивается уменьшения финансирования из вышестоящего бюджета, что не стимулирует к поддержке МСП на местах», – сказала Елена Николаевна.
Также предложила вернуться к вопросу о закреплении в Налоговом кодексе ограничения роста имущественных налогов в отношении предпринимательских объектов, например, 10%.
Этот вопрос обсуждался в 2023 году на XI Петербургском международном юридическом форуме, была получена поддержка Министерства финансов России, но поправки так и не внесены.
По итогам последней внеплановой государственной кадастровой оценки в зависимости от регионов и видов объектов в основном произошел ее рост. В Свердловской области, например, в среднем на 14 %. Кроме того, регионы на фоне поправок в Налоговом кодексе (увеличение ставки до 2,5 в отношении объектов, включенных в Перечень объектов, облагаемых от кадастровой стоимости, если ее размер составил более 300 млн. рублей) принимают решения о повышении ставок по имущественным налогам, вовлечении в налогообложение от кадастровой стоимости все новых объектов.



Добавить комментарий